|
В российском Минобороны снова грядут перемены. Теперь все армейские закупки будут выведены из обязанностей начальника тыла и начальника вооружения. Снабжать армию будет глава нового - гражданского - направления. Эксперты расходятся во мнениях по поводу возможности новой системы эффективно противостоять коррупции.
Недавно назначенный на должность первого заместителя министра обороны Владимир Поповкин сообщил, что в главном военном ведомстве в скором времени появятся два основных подразделения: гражданское и военное. Гражданская часть министерства будет обеспечивать войска всем необходимым, военная - вплотную займется боевой подготовкой.
Напомним, что идея не нова. Еще в бытность министром обороны Сергея Иванова, в антикоррупционных целях, систему гособоронзаказа частично вывели из подчинения Минобороны. Была создана структура Рособоронпоставки, подчинявшаяся напрямую главе правительства. Согласно схеме, военные должны были формировать собственно заказ, но не имели возможности выбирать конкретных поставщиков. Предполагалось, что последние будут определяться на конкурентной основе.
То есть, изначально ставился барьер для сговора между отдельными чиновниками Минобороны и бизнес-кругами. В силу многих причин эта схема так и не заработала в полной мере, а в 2010 году от нее и вовсе отказались, вернувшись к прежней системе, полностью подчиненной Минобороны и лишенной элементов независимого контроля над закупками вооружений и военной техники.
Эксперты уверены, что идея с гособоронпоставками «не сработала» по той причине, что из-за серьезного сопротивления так и не удалось создать структуру, контролирующую процессы и координирующую деятельность не только министерства обороны , но и других силовых ведомств. Негативную роль сыграла и неповоротливая государственная военно-промышленная структура, объективно заинтересованная в сбыте любой продукции и, соответственно, в получении прибыли. Естественно, коррумпированные представители военно-промышленных кругов тоже не остались в стороне.
Между тем, известно, что ситуация с гособоронзаказом близка к критической. В частности, по оценкам некоторых сотрудников министерства обороны, до 45-50% средств, выделяемых государством на оборонный заказ, просто испаряется при помощи различных давно наработанных коррупционных схем. Теперь же в военном ведомстве произошел новый поворот. Но возникает вопрос: удастся ли избежать коррупционной составляющей, по-прежнему оставив системе Минобороны контроль над «оборонными» закупками?
Как отметил, комментируя ситуацию для «Росбалта», член общественного совета при Минобороны Виталий Шлыков, «разделение военного ведомства на "гражданскую" и "военную" части - практика, принятая во всем мире и Россия, наконец, приняла верное решение в этом вопросе». «Управление, особенно экономической частью деятельности Минобороны, - пояснил свою мысль эксперт, - это занятие, требующее опыта, специальных знаний и, по возможности, длительного нахождения в должности. Военные же, должны непосредственно заниматься повышением своей боевой квалификации».
Это мнение разделяет и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Военное ведомство выполняет множество гражданских функций, начиная от трудоустройства людей и заканчивая обеспечением жизнедеятельности армейских структур. Очевидно, что в таких вопросах, как налогообложение, выплаты зарплат и пенсий, закупки продовольствия и обмундирования, в общем, обеспечения армейской жизнедеятельности, специально подготовленные гражданские лица разберутся лучше, чем военные», - сказал он.
Между тем, считает Виталий Шлыков, переходный процесс «будет долгим, потому что для эффективной работы нужны специально подготовленные кадры». «И я не думаю, - продолжил он, - что решение о разделении функций военном ведомстве усугубит ситуацию с коррупцией, но, на данном этапе и не изменит ее радикально», хотя, уверен эксперт, «если система будет создаваться серьезно, то она может значительно ограничить коррупционную составляющую».
Очевидно, что новая система должна стать неблагоприятной для коррупционных действий. Однако, как полагают эксперты, необходимо набрать и подготовить квалифицированный аппарат, а новые специалисты не сразу будут способны вникнуть во все хитросплетения коррупционных цепочек. Определенные вопросы вызывает и сам по себе переход чиновников из ведомств, по своей специфике далеких от армии. Насколько компетентными они окажутся в работе с предприятиями оборонки - большой вопрос.
Нужно много потрудиться, чтобы новая затея не перешла на уровень профанации, считают эксперты. По мнению Шлыкова, опасность для новых преобразований состоит в том, что «система сложная», а у Минобороны «нет настоящих рычагов для контроля». Кстати, по его словам, например, американское военное ведомство заключает от пятнадцати до восемнадцати миллионов контрактов ежегодно. Для отслеживания этой деятельности и минимизации коррупционной составляющей насчитывается двадцать пять тысяч аудиторов, около тридцати тысяч юристов.
Однако замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, напротив, уверен, что функции контроля достаточно действенно выполняет Федеральная служба по оборонному заказу. «Если говорить о рисках - любой транзитный период это риск, это определенная потеря контроля и некая дезорганизация. Но это стандартный риск, присущий любому преобразованию», - отмечает он.
«Что же касается коррупции, то я считаю, что ее уровень зависит не от структур и их конфигурации, а от людей, которые руководят этими структурами. Если они всерьез заинтересованы и борются против коррупции, ее мало, если не борются - можно создать идеальную структуру, - все равно будет воровство. Нужен начальник, который больно наказывает за воровство», - сказал Макиенко.
Дмитрий Пановкин
| |