|
После получения специального приза жюри на Каннском фестивале за свой новый фильм «Елена» Андрей Звягинцев вернулся в Москву и пришел в студию «Вестей ФМ», где ответил на вопросы обозревателя нашей радиостанции Антона Долина.
Фильм «Елена» приехал из Канн с призом, и теперь его участие в сочинском «Кинотавре», где он числится фильмом закрытия, будет подкреплено очередным трофеем, которых у Андрея Звягинцева не сосчитать. Однако сам режиссер не преувеличивает значение дипломов и статуэток: он понимает, что фестиваль, особенно Каннский, прежде всего - окно в мир:
«В нынешней ситуации прокатного кино в России это просто необходимость для картины такого склада, которую здесь называют авторское кино, арт-хаус и так далее. И большая удача - попасть на фестиваль класса "А", потому что это сразу внимание общественности, внимание дистрибуции по всему миру, внимание прессы и так далее. Это просто такое подспорье для будущей жизни картины, для будущего режиссера и вообще всей команды».
«Елена» - необычное кино: сохраняя в неприкосновенности фирменный стиль Звягинцева (тщательность в деталях, приглушенные краски, медленная камера, длинные планы), она ставит во главу угла социальную конкретику и актерскую игру, хотя сквозь узнаваемую фактуру прорастают иные смыслы. Это и позволяет режиссеру определять свой фильм другими словами, чем это сейчас принято:
«То, чем сейчас занимаюсь, называю все-таки творчеством, искусством, но никак не продуктом. Это очень важный момент, потому что я вижу режиссеров, которые с легкостью называют то, чем они занимаются - продуктом. И мне это кажется просто отвратительным. Продуктом может называть кто угодно - продюсер, зритель, но никак не автор».
Успех Андрея Звягинцева на зарубежных фестивалях и в прокате стал желанным горизонтом для многих его отечественных коллег еще в 2003 году, после сенсационных двух «Золотых львов» фильма «Возвращение». С тех пор, по словам режиссера, у нашего кино появилось не так уж много новых надежд:
«Есть ощущение, оно не так давно появилось, что у авторского кино есть перспективы здесь. Но есть абсолютно точное определение - гетто.. Это состояние дел в нынешнем авторском кино. Это действительно гетто. Если смотреть шире, то, конечно, будущее есть, но если оставаться в этом гетто, то перспектив крайне мало».
Пока судьба «Елены» остается фестивальной, но уже осенью фильм будет показан широкому зрителю.
| |