|
Shell может стать партнером «Роснефти» по Арктике на тех же условиях, что и BP, заявил Владимир Путин. Условия предусматривали создание СП с долей российской стороны 67%, первоначальные инвестиции должна была предоставить BP. Кроме того, предполагался и обмен акциями. В последнем Shell не заинтересована, считают эксперты.
Нидерландско-британская Shell может стать партнером российской «Роснефти» по Арктике на тех же условиях, что прорабатывались с британской BP, сообщил в пятницу премьер-министр. «Это вполне комфортный для нас партнер», - пояснил Путин. Но и с BP российская компания еще может продолжить сотрудничество, в том числе и в шельфовых проектах.
«С BP работа не прекращена, возможны разные варианты», - подчеркнул глава правительства, добавив, что проблемы должны решаться на корпоративном уровне.
Для правительства не важно, какую зарубежную компанию выберет «Роснефть» себе в партнеры: важно, чтобы условия их взаимодействия отвечали интересам России, сказал Путин, отметив плодотворное сотрудничество России с Shell. Нидерландко-британская компания уже участвует в проектах России, в частности в «Сахалине-2» и «Сахалине-3».
«Роснефть» и BP договорились о совместной разработке участков арктического шельфа (запасы региона составляют 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа) в начале января. Соглашение предполагало создание совместной операционной компании, в которой 67% будет принадлежать «Роснефти», а 33% - BP, и которая будет заниматься разведкой, добычей и сбытом нефти и других углеводородов. Первоначальные инвестиции в проект оценивались от $1,4 до $2 млрд. В рамках заключенного соглашения планировалось, что BP передаст «Роснефти» 5% (988,69 млн штук) своих голосующих акций, получив взамен 9,5% (1,01 млрд) акций российской компании. Предполагалось, что в дальнейшем взаимные доли BP и «Роснефти» могли увеличиться. На момент подписания договора пакеты оценивались одинаково - в $7,8 млрд.
Идея создать альянс принадлежала вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему ТЭК, и была одобрена Путиным и многими высокопоставленными чиновниками правительства и администрации президента, но сделка года сорвалась из-за вмешательства российских акционеров ТНК-BP. Консорциум AAR («Альфа-групп», Access и «Ренова») настаивал, что все проекты BP в России должны проходить через ТНК-BP. Стокгольмский арбитраж в мае поставил точку в конфликте: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку, отметив, что не исключает сотрудничества с BP по Арктике вне рамок прежних договоренностей.
«Мы встречаемся, мы общаемся, мы открыты для всех наших партнеров. Но деталей такого ежедневного диалога пока не раскрываем. Для нас и Shell, и BP партнеры», - сказали «Газете.Ru» в «Роснефти».
Возможное сотрудничество Shell и «Роснефти» по разработке углеводородов в Арктике руководители компаний Питер Возер и Эдуард Худайнатов обсудили на встрече с вице-премьером Игорем Сечиным, курирующим ТЭК, в среду, 25 мая.
В Shell отказались комментировать заявление Путина, подчеркнув, что за два дня ничего не изменилось. «Shell приветствует конструктивные переговоры в Москве, которые проходили на этой неделе по поводу возможного сотрудничества с "Роснефтью" в разведке Арктики, более широкого стратегического взаимодействия и технологического развития для Арктики и других регионов, а также возможности для "Роснефти" присоединиться к Shell в проектах за пределами России», - заявил представитель компании.
«Все крупные нефтяные компании, в том числе и Shell, заинтересованы в Арктике - регионе со значительным запасом углеводородов, учитывая, что сырьевая база крупнейших мейджеров в перспективе 25-30 лет истощается»,
- объясняет аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Для «Роснефти» сотрудничество с Shell позволит диверсифицировать риски, как технологического, так и биологического характера. «BP хотела взять первоначальные инвестиции на себя, возможно, это сделает и Shell. Таким образом, "Роснефть" могла бы переложить на компанию финансирование, которое на первом этапе оценивалась в $100 млн», - считает Борисов.
Но обмена акциями, как это предполагал альянс с BP, скорее всего не будет, говорят эксперты.
«Это маловероятно, хотя было бы отличным вариантом для "Роснефти", - говорит аналитик ИК "БрокерКредитСервис" Андрей Полищук "У Shell ситуация совершенно иная: ее акции не падают, как у BP из-за разлива нефти в Мексиканском заливе. Хотя это вопрос оценки, не исключено, что обмен акциями будет рассматриваться отдельно от совместной разработки шельфа", - добавляет Борисов.
Автор: Ольга Танас
| |