|
Наблюдатели в кулуарах форума отметили, что Россия и Запад никогда не были так близки друг к другу, как после саммита в Довиле.
Хозяйка встречи Франция, США и Германия высоко оценили предложение России о посреднических услугах с Ливией. Находясь в Довиле, президент России Дмитрий Медведев принял решение незамедлительно направить в регион своего специального представителя, сенатора Михаила Маргелова.
Представитель Совета национальной безопасности США Том Виетор заявил, что предложение России посредничать в организации ухода Муамара Каддафи свидетельствует о «позитивном развитии и единстве подходов мирового сообщества» к вопросу о смене глав Ливии. По мнению заместителя помощника президента США по национальной безопасности Бена Родса, «у России есть контакты во всей Северной Африке, и мы только выиграем, взаимодействуя с ней».
В целом Россия, по мнению западных политиков, сыграла позитивную роль в ливийском конфликте, заняв во время голосования резолюции по Ливии «конструктивную позицию», которая позволила коалиции во главе с Францией помешать уничтожению ливийской оппозиции. «Я лично сказал Дмитрию Медведеву, что мы благодарны России за то, что она воздержалась при голосовании резолюции 1973 в СБ ООН, - отметил Николя Саркози. - Если бы международное сообщество не вмешалось, то город Бенгази был бы стерт с лица земли силами полковника Каддафи». В то же время участники саммита прислушались к предостережениям «партнера и друга», России, о необходимости оставаться в рамках резолюции Совбеза, чтобы не дискредитировать ООН.
На форуме были приняты программы в поддержку демократических революций в Египте и Тунисе: Группа восьми обещала выделить на развитие экономики этих стран по линии международных банков более 20 миллиардов долларов в ближайшие три года.
В вопросе о Сирии Запад учел возражения России против принятия санкций в отношении этой страны по линии СБ ООН. Участники саммита призвали сирийские власти к реформам и предостерегли о возможности «мер» в противном случае, но без каких-либо упоминания Совета Безопасности. «Мы не сторонники санкций, - заметил Дмитрий Медведев. - Санкции в отношении Сирии уже действуют со стороны США и ЕС, но ведь результат не всегда зависит от их количества». Россия считает, что «президент Ассад должен перейти от слов к делу и реально произвести демократические преобразования в своей стране».
Большая заслуга в создании благоприятной атмосферы на саммите принадлежит президенту Франции Николя Саркози. Представитель окружения главы французского государства, Париж сознательно избрал для нынешнего саммита модель, которую Франция изначально задумывала при создании этого клуба ведущих держав. «Свободная, неформальная обстановка, в которой лидеры могут вести доверительный обмен мнениями, говоря друг с другом совершенно откровенно», - заметил он.
Еще до начала саммита Саркози и Медведев по итогам двусторонней встречи объявили, что пришли к окончательному соглашению по строительству для России французских вертолетоносцев «Мистраль». Два таких корабля будут построены во Франции, два других - на российских верфях на основе кооперации с французскими партнерами. Саркози подчеркнул несостоятельность критики этого контракта. «Россия больше Франции, как мне кажется, раз в 46 и в два раза больше США, - заметил французский лидер. - Берлинская стена пала, холодная война закончилась. Представлять Россию в качестве захватчика и угрозы для Европейского союза это крайне устаревшая точка зрения». Францию, в свою очередь, более чем удовлетворила позиция России в отношении ее кандидата на пост главы МВФ министра экономики Кристин Лагард. По словам Медведева, этот вопрос обсуждался в кулуарах встречи G8 и «в целом консенсус почти достигнут». Он отметил, что «традиционно это место закреплено за представителями Европейского союза». Одновременно с этим Россия считает, что страны БРИКС должны быть лучше представлены в руководстве МВФ.
Большое внимание привлекла двусторонняя встреча Дмитрия Медведева с американским коллегой Бараком Обамой. За полтора часа переговоров они успели обсудить наиболее важные темы двусторонней повестки дня. Эти переговоры показали, что при всех позитивных сдвигах, в отношениях между Москвой и Вашингтоном сохраняются и очевидные диссонансы. По словам Медведева, он не слишком доволен реакцией США и НАТО на российские предложения. Он призвал партнеров более активно продвигаться вперед в переговорах по системе ПРО. В 2020 году, напомнил президент, завершится выстраивание четырехэтапной системы так называемого адаптивного подхода. «После 2020 года, если мы не договоримся, начнется новая гонка вооружений», - подчеркнул президент России.
Впрочем, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что «если документально продвижения по ПРО не было зафиксировано, но, по сути, прогресс есть». Остается открытым вопрос о юридически обязывающих гарантиях для России, которая уже не хочет доверяться простым обещаниям даже самых хороших партнеров, которые могут, как это бывало в прошлом, нарушаться следующими правительствами. Новым прагматизмом были отмечены и подходы к таким разным темам, как управление Интернетом (тема поднималась впервые) или помощь Африке (тема, кочующая уже несколько лет по повесткам дня саммитов). Впрочем, Дмитрий Медведев заметил, что в сфере Интернета можно было бы пойти дальше.
Следующий саммит G 8 пройдет в США за полгода до президентских выборов. В России и Франции выборы пройдут уже весной, напоминает ИТАР-ТАСС.
| |