|
Президент США Барак Обама определился с кандидатом на должность посла США в Москве. Выбор пал на старшего директора по России совета Белого дома по национальной безопасности Майкла Макфола, которого в Вашингтоне считают архитектором политики перезагрузки отношений с Москвой.
Об этом пишет газета The New York Times со ссылкой на собственные источники в Белом доме. Официально решении Обамы будет объявлено позднее.
Нынешний посол США в России Джон Байерли был назначен предшественником Обамы Джорджем Бушем-младшим летом 2008 года. До этого он работал послом США в Болгарии.
О своем решении по поводу посла Обама рассказал российскому коллеге Дмитрию Медведеву во время их встречи во французском Довиле на саммите G8. Выбрав Макфола, Обама нарушил традицию, согласно которой в течение последних 30 лет почти все американские послы в Москве были карьерными дипломатами. Но на этот раз президент США выбрал человека из своей команды. Таким образом Обама подчеркивает, что хочет оставить отношения с Россией в центре внимания своей внешней политики.
«Майк тот парень, который действительно помог президенту провести перезагрузку, он идеальный человек для отправки в Москву, чтобы заверить - остановок в отношениях не будет», - сказал газете сотрудник Белого дома.
После прихода Обамы на президентский пост две страны подписали договор по сокращению стратегических наступательных потенциалов (СНВ), подписали соглашение по сотрудничеству в ядерной энергетике и сошлись по более жестким санкциям против Ирана. Кроме этого Россия согласилась предоставить свою территорию для транзита американских грузов в Афганистан. Также в Вашингтоне очень понравились слова Дмитрия Медведева в Довиле о том, что ливийский лидер Муамар Каддафи «должен уйти».
Тем не менее российско-американские отношения ждет новое испытание, особенно в сфере сотрудничества по противоракетной обороне (ПРО). На прошлой неделе Медведев с иронией заявил, что компромисс по ПРО будет найден не позднее 2020 года. Также не все гладко с процессом вступления России в ВТО. Американцы обещают поддержку, но толку от этого пока мало.
В Вашингтоне Майкл Макфол получил репутацию ярого защитника политики Обамы. Он уверен, что США одновременно могут откровенно высказываться о демократии и Грузии и добиваться сотрудничества с Россией в разных сферах. После войны 2008 года Москва и Тбилиси разорвали отношения.
47-летний Макфол считается одним из самых заметных специалистов по России с глубокими контактами в Москве. Впервые он побывал в СССР в 1983 году, после чего успел пожить здесь в нескольких местах в следующее десятилетие. В качестве профессора Стэндфордского университета он стал автором и редактором более 20 книг, создавших ему репутацию защитника российской демократии.
С американской стороны он возглавлял двустороннюю российско-американскую комиссию (со стороны Москвы ее возглавлял первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, поэтому комиссия получила название Суркова - Макфола), которая периодически проводила встречи в России и США, обсуждая различные вопросы из сфер прав человека и гражданского общества.
В свое время дружеские связи Макфола с неоконсерваторами (правое крыло Республиканской партии) вызывали подозрения у демократов, но после начала работы на президентскую администрацию он иногда вступал в спор с критиками политики перезагрузки с Россией. Как известно, среди республиканцев сторонников политики перезагрузки отношений с Москвой почти нет.
После официального объявления о выдвижении Макфола на должность посла США в России его кандидатуру должен одобрить сенат. По мнению газеты, первым серьезным испытанием нового посла станут переговоры по расширению транзита грузов в Афганистан. Эта тема становится актуальной в связи с ухудшением отношений США с Пакистаном. Поэтому зависимость Вашингтона от транзита по российской территории может увеличиться.
Другим испытанием станут президентские выборы, которые пройдут в России и США в 2012 году. Обама, утверждает газета, должен будет решить, как отнестись к проведению выборов в России. Слишком жесткая критика может вызывать недовольство Москвы, при этом в избирательный год ему нельзя предпринимать усилия, которые трактовались бы внутри страны как уступки России.
| |