|
В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга - новый этап восстановительных работ. Сняли живописные полотна с восьми пилонов и одно - с алтарной двери. Картины - «Святая княгиня Ольга» и «Введение во храм пресвятой девы Марии» - уже на реставрационном столе. Остальные - ждут своей очереди.
Реставрационная - как операционная: яркий свет, люди в белых халатах со скальпелями в руках снимают свинцовую шпаклёвку с обратной стороны холста, чтобы потом было легче восстановить оригинальную живопись.
«Он снимает слой за слоем. И до сих пор: пока не появится вот этот авторский холст,» - поясняет художник-реставратор Владимир Стразов. Перед операцией был рентген. В ультрафиолете видны темные, более поздние, мазки живописцев-реставраторов и светлый контур кисти мастера. К картинам не прикасались полвека, и теперь у специалистов много грязной работы. В дело идут пылесос и утюг.
«Старый утюг, дедовский еще, мы используем для укрепления живописи, - рассказывает художник-реставратор Александр Дворников. - Он самое необходимое в этой работе. Пропариваем через пленочку - укрепляется грунт таким образом».
Это называется техническая реставрация. Когда специалисты колдуют над изнанкой картины. Можно ее не делать - хлопот будет намного меньше. Но восстановленное полотно начнет разрушаться уже через пару лет.
«Это - самая основа основ, - говорит Владимир Стразов. - Это - честность реставратора. Ведь никто не увидит, если сделать неправильно, понимаете? Никто пальцем не ткнет. Пусть этого не видно - это совесть реставратора».
Настоящая творческая кухня: кисти рядом с кастрюлями, словно здесь работают не реставраторы, а повара.
Секрет реставрационной кулинарии. Как приготовить специфическую смесь для того, чтобы авторские краски были яркими и долговечными. Берем осетровый клей, смешиваем его с пчелиным медом. Добавляем антисептик, чтобы смесь не портилась, - и в итоге получается вот такое бурое желе, похожее на мармелад, - и даже пахнет аппетитно. Его впоследствии растапливают и наносят на картины.
Пока полотна на реставрации, вместо оригинального «Введения во храм пресвятой девы Марии» пилон украшает фоторепродукция. А на двери малого алтаря Александра Невского - только небольшое фото картины «Святая княгиня Ольга». Эти живописные полотна планируют восстановить к осени. Еще семь - на очереди во временном хранилище.
«Когда происходит старение, нарушается лаковое покрытие, дегенерирует лак, который защищает от влияния среды, появляются кракелюры - это такие трещины в картине, - начинает плохо вести себя холст: он морщится», - рассказывает Борис Подольский заместитель директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Все эти повреждения лечатся, говорят сотрудники музея-памятника. Если мастер не боится испачкать руки и умеет готовить. Будут ли деньги, чтобы пригласить таких профессионалов: врачей, прачек и поваров от художественной реставрации в одном лице - станет ясно первого сентября, когда подведут итоги конкурса по государственной программе «Культура России», в которой участвует в том числе Исаакиевский собор.
| |