|
В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий наказание за торговлю просроченными продуктами. Если его примут, штрафы для нарушителей могут вырасти до 700 тысяч рублей. Пока же россияне ходят в магазины не покупать, а выбирать. И поход за продуктами все чаще напоминает игру в рулетку. Об этом - новое расследование «Специального корреспондента».
Сегодня поход в продовольственный магазин превращается в лотерею. Попадутся вам качественные продукты или нет? Или вы за свои же деньги, причём немалые, останетесь с просроченным сыром, маслом или колбасой?
За качеством продуктов сегодня в России никто не следит, и большую часть производителей это не интересует, потому что за фальшивку и тухлый товар ответственности ни производитель, ни магазин не несут.
Вот фрагмент одного рабочего дня обычного продуктового магазина в Нижнем Новгороде, где работала одна из корреспондентов ВГТРК.
- Берешь, под краном вот так вот. И складываешь. Она стечет.
- Отмытую колбасу возвращаем на витрину. Вот теперь она выглядит как свеженькая.
- Когда человек смотрит тебе в глаза, спрашивает: «Свежая?»
- А ты говоришь: «Да, свежая, только вчера привезли». Если ты так не будешь говорить, тебе зарплаты не хватит, чтобы все это оплатить, ты потом будешь это все покупать. Если ты не смогла продать, ты будешь все покупать. Поэтому тубу надо продать. Это правила торговли такие.
По данным Росстата 80% продаваемых на территории страны товаров не соответствуют нормам безопасности и качества. На смену советским стандартам пришли национальные. В России, например, это ГОСТ Р, который вместе с так называемым техническим условием носит не обязательный, а декларативный характер, а значит - применяется добровольно.
Около месяца в одном из супермаркетов «Ашан» работала другая корреспондентка. Девушка держит позеленевший свиной фарш.
- Вот он уже зеленый, как его можно класть?
- Какой зеленый! Он провернется, будет розовый. Ничего ты не понимаешь.
- Да я просто как вспомню, я ведь тоже все это покупала раньше.
- Порошок есть, «Профреш. Он замедляет процесс старения мяса, затухание. Ты знаешь, чего в молоко добавляют? - Что?
- Аспирин.
- В "пачковое" молоко?
- В "пачковое". В разливное. Везде где можно и нельзя. Он не дает закисать.
"А значит, надо сделать так, чтоб продавать дрянь было невыгодно, - считает Надежда Головкова, председатель Московского общества защиты потребителей. - Пока будет выгодно, ну, будут нас травить, и ничего с этим не сделаешь".
В Интернете мы дали объявление на обычном маркетинговом сайте, что хотим приобрести, а потом продать "масло эконом-класса".
- Это что у нас тут такое?
- У нас тут масло - спред (спред - пищевые продукты на основе растительных и молочных жиров; специалисты подчеркивают, что спред - это не масло - Вести.Ru). 50 рублей и 56 - это дешевые.
- Я так думаю, что там процентов 10, если есть.
- Нет, там ничего нет.
- Вообще ничего?
- Это нулевка. Без сливочного вообще. Мы по документам вам отгружаем спред. На коробку мы можем наклеить "масло ГОСТ".
"Это современный бизнес, - говорит Нина Квасникова, генеральный директор производства. - Я не знаю состав, из чего они делали, наверное, из пальмового, кокосового масла, с добавлением сухого молока, с добавлением еще чего-то, из этого можно выработать сметану, например. А вообще знаете, как говорят: „Кокосит Россию, кокосит". Это значит, что все из кокосового масла делают".
| |