|
Многое ли вы знаете о Холодной войне в целом и Карибском кризисе в частности? Спорим, вы и не догадывались, что, когда в октябре 1962 года мир оказался на грани Третьей мировой войны, за всем этим стоял некто Себастьян Шоу, мутант, способный поглощать энергию и этим продлевать себе жизнь?
По крайней мере, все было именно так, если верить сюжетной канве фильма «Люди Икс: Первый класс», выходящего в прокат 2 июня 2011 года (дистрибьютор - компания 20 Век Фокс СНГ).
Впрочем, конфронтация сверхдержавам - это только фон для развития характеров двух центральных персонажей. По предыдущим частям франшизы «Люди Икс» они известны как Профессор Икс и Магнито. В «Первом классе» их зовут Чарльз Ксавьер (Джеймс МакЭвой) и Эрик Леншерр (Майкл Фассбендер), и у зрителя есть прекрасная возможность проследить за изменениями в их взаимоотношениях, эволюционировавших от дружбы до вражды. В картинах «Люди Икс» и «Люди Икс: Последняя битва» их герои были выписаны широкими монохромными красками без существенных примесей: один - белой, другой - черной.
А в фильме «Люди Икс: Первый класс» они далеко не так однозначны. Картина представляет собой предысторию, и в ней раскрывается то, как все стало таким, каким мы видели в других частях франшизы. Здесь приоткрыта завеса над многими деталями. Так, зритель узнает, почему Чарльз ездит в инвалидном кресле и откуда взялся шлем Магнито. Хотя некоторые загадки все же остались (так, например, создатели намеренно поинтриговали публику, нашпиговав сценарий шутками на тему лысины Профессора Икс, который в конце фильма остался при своей шевелюре). Российскому зрителю приготовлено множество дополнительных поводов для смеха, ведь действие часто перебрасывается из США в Россию, а манера подачи русских западными кинематографистами стала у нас притчей во языцех. Правда, на этот раз обошлось без медведей и цыган, но обыгрывание «красной» символики вызовет в зале не одну улыбку.
Есть у картины и свои фишки, имеющее отношение к героям предыдущих (в событийном смысле - последующих) глав в истории Людей Икс. Среди них можно выделить эпизод «вербовки» Чарльзом и Эриком мутантов для Подразделения Икс. Так, они пытаются привлечь в свои ряды Росомаху, но этот брутальный герой, не расстающийся с громадной сигарой (разумеется, в исполнении Хью Джекмана), при их приближении бросает резкий взгляд и говорит хлесткую фразу из серии «Пшли вон», и те разворачиваются, решив попытать счастья в другой раз. А Рейвен, уже получившая прозвище Мистик, роль которой в новом фильме досталась Дженнифер Лоуренс, пытается привлечь внимание Эрика, меняя внешность, но он все отмахивается от нее - тогда она принимает облик Ребекки Ромин, которая играла Мистик в первых двух частях «Людей Икс». Эти экивоки в сторону других серий киносериала смотрятся весьма комично и не могут не вызвать смеха у поклонников франшизы.
Несмотря на очевидную преемственность и тесную взаимосвязь с предыдущими лентами о мутантах, наделенных сверхпособностями, «Первый класс» все же стоит особняком. И главное здесь - глубина проработки психологических образов. Мы наблюдаем за становлением двух сильных характеров, которые впоследствии станут монолитными глыбами, застывшими в своем развитии. Пока же они пластичны, и черное еще не совсем черное, а белое - не совсем белое. Они оба наделены как положительными, так и отрицательными чертами. Каждый из них вроде бы и герой, но не без изъянов. Это люди, раскрывающие в себе феноменальные способности, и размышляющие над моральностью и аморальностью применения их для той или иной цели, а не ходячие агитки, одним своим видом вопящие «Спасем людей!» и «Уничтожим человечество!». В них есть многомерность, которой были лишены герои Патрика Стюарта и Иена МакКеллена, а как раз это и любопытно наблюдать в кино.
А если учесть, что два мощных импульса, представляющие собой характеры центральных героев, которые заряжают сюжет энергетикой, сочетаются с ярким визуальным рядом, то это делает просмотр фильма еще интереснее. В итоге получается, что название картины, на языке оригинала звучащее как «First Class», можно трактовать не только как рассказ о первых шагах мутантов, развивающих свои способности и образовывающих альянсы, но и как качественную оценку самого фильма.
| |