|
Ратко Младич провел первую ночь в камере в Гааге. Бывшего командующего силами боснийских сербов доставили в Нидерланды в центр содержания подсудимых Международного трибунала.
Экстрадиция прошла очень быстро. Через несколько дней он предстанет перед судом по обвинению в военных преступлениях.
Прибытие Младича в Нидерланды голландское телевидение транслировало в прямом эфире. Сначала сербский спецборт приземлился в Роттердаме: спуска по трапу не было видно, самолет закатили в ангар, двери быстро закрылись. Через час со взлетного поля поднялись два вертолета. Для журналистов и зевак, которые собрались у тюрьмы Схевенинген на окраине Гааги - это был сигнал.
Через четверть часа в ворота центра заключения ООН, что расположен на территории тюремного комплекса, въехал кортеж, одновременно за колючей проволокой приземлился вертолет. Где именно был арестант, никто не знал, безопасность обвиняемого №3 после Милошевича и Караджича для Гаагского трибунала - приоритет.
«После 16 лет в бегах Младич наконец-то оказался там, где мы хотели его видеть. Это, определенно, веха для трибунала, и мы рады возможности начать суд», - говорит Нерма Елечич, пресс-секретарь Международного трибунала по бывшей Югославии.
Обвинения против предводителя Войска Республики Сербской в Гааге выдвинули еще в 1995 году. В списке - 15 пунктов, случаи геноцида, преступлений против человечности и того, что на юридическом языке называется нарушением законов и обычаев войны. Главные эпизоды для обвинения: резня в Сребренице в 1995 году, когда войска Младича получили приказ уничтожить все боеспособное мужское население города, и четырехлетняя осада Сараево. Прокуроры посчитали: только в Сребренице было около восьми тысяч жертв.
«Ратко Младича регистрируют в тюрьме, ему объясняют правила пребывания, позже ему предстоит пройти медицинское обследование. Потом на несколько дней мы поместим его в изолированную камеру: это стандартная практика, только после этого мы переместим его в крыло, где находятся остальные заключенные», - объясняет Нерма Елечич.
Сам Младич юрисдикцию Международного трибунала по бывшей Югославии не признает, не признают ее в Республике Сербской на территории Боснии и Герцеговины: там на улицах по-прежнему проходят демонстрации, где на плакатах под фотографией Младича - подпись: «Герой». В Белграде, где в понедельник подобные шествия переросли в стычки с полицией, сегодня обошлось без беспорядков.
В Гааге история Младича не заканчивается, ее очередной этап будет не таким длинным, как поиски генерала, но и скорой развязки ждать не стоит. По самым оптимистичным оценкам, суд займет полтора-два года, а опыт других дел показывает, что на скорую руку в трибунале не судят: Милошевич за пять лет так и не дождался приговора, скончавшись в своей камере, дело Караджича тянется уже три года, а у Младича теперь есть месяц только на то, чтобы формально признать или отвергнуть свою вину.
| |