|
В эти дни Венеция превращается в огромную площадку современного искусства - в городе на воде начинает работу 54 по счёту биеннале современного искусства, самый масштабный и престижный художественный форум в мире. Сегодня в рамках биеннале открывается российский павильон.
Какой увидят нашу страну посетители биеннале, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Анна Кочарова.
Город, который превращается в выставочный зал. Венецианская биеннале современного искусства, которая проводится уже более века, охватывает традиционно весь город: основная экспозиция, национальные павильоны и множество параллельных программ, рассыпанных по всему городу. В этом году в биеннале участвует 88 государств - так много впервые. Художественный руководитель российского павильона Борис Гройс считает, что интерес к современному искусству закономерен.
«Современное искусство дает площадку, дает возможность для любой страны сформулировать свой образ для мировой публики. Многие страны в течение длительного времени были лишены этой возможности, а теперь пытаются наверстать упущенное», - уверяет Гройс.
Российский павильон в этом году, в отличие от прошлых лет, отдан одному художнику - гуру московского концептуализма Андрей Монастырский представляет проект «Пустые зоны». Арт-объекты Монастырского всегда подобны ребусу, который должен разгадать зритель. Сам художник требует от публики внимания и усердия и вспоминает, как сам в детстве познавал классиков.
«Вот, например, когда я в 15 лет увидел первый раз "Земляничную поляну" Бергмана или "Затмение" Антониони, я неделю или две ходил и пытался понять», - рассказывает Монастырский.
Группа Монастырского «Коллективные действия» начала работать еще в конце 70-х: художники выезжали на природу, где проводились тщательно подготовленные выступления, которые снимались на пленку. Происходило это все, как правило, в чистом поле и было связано с концепцией пустоты. Отсюда и название нынешнего проекта - «Пустые зоны». Сегодня Монастырскому 60 лет, в российской художественной среде он - признанный классик. Однако то, что он делает, говорит Борис Гройс, как нельзя лучше соответствует современным модным тенденциям в искусстве.
«Это искусство, которое вовлекает зрителя, вовлекает других участников. И это практически самое модное направление в искусстве сегодня. Если вы посмотрите другие павильоны, то они тоже предлагают художников, которые тоже занимаются перформансом, интегрирующим зрителя», - комментирует Гройс.
Помимо национального павильона, Россия представлена в Венеции в параллельных программах. Государственный Эрмитаж привез проект, посвященный Дмитрию Пригову, а центр современной культуры «Гараж» представляет «Рекламную паузу». В течение 5 дней на громадном плавучем видеоэкране будут показывать работы 80 художников, которые исследуют проблему взаимоотношений искусства и рекламы.
| |