|
В Венеции в эти дни проходит 54-я Арт-биеннале. 88 стран мира, среди которых даже Ирак, представляют свои самые смелые художественные проекты в павильонах выставки.Российская экспозиция в этом году называется «Пустые зоны». И все пустые зоны сразу после открытия оказались заполненными.
Деревянные нары некоторые посетители воспринимают полками для хранения сыра и вина: не все итальянцы знают, что такое ГУЛАГ и массовые репрессии. Мы сами порой, сетует Андрей Монастырский, ведем себя, как «Иваны, не помнящие родства».
Художник, поэт, основатель группы «Коллективные действия» представляет Венеции Россию. Архивными фотографиями инсталляции, описанием своих художественных проектов, через которые прошли все советские авангардисты.
В спроектированном Щусев здании - открытие для профессионалов, кураторов, коллекционеров. Министру культуры выставку показала комиссар российского павильона Стелла Кисаева, которая и пригласила философа, писателя Бориса Гройса, а он в свою очередь, - Андрея Монастырского.
Биеннале превращает Венецию на три месяца в огромный аттракцион, где взрослым предлагается поиграть порой в жутковатые игрушки.
В венгерском павильоне жертвы автокатастрофы дают интервью о последних мгновениях жизни: поют - потому что в загробном мире. В американском павильоне банкомат приветствует каждого, кто снимет большую сумму, торжественной органной музыкой. У входа - танк, превращенный в тренажер, привет Бушу, отвечавшему на вопросы журналистов о войне в Ираке, после занятий спортом. Павильон Швейцарии - как лавка старьевщика: те же тренажеры как образ здоровой спокойной жизни, обратная сторона которой - на фотокадрах, где протесты и насилие.
Ходят на этот смотр достижений современного искусства целыми семьями, ведь главное, считают организаторы Венецианской биеннале, даже не понять, что скрывается за этим странным велосипедом, у которого два руля и возможность ехать одновременно в разных направлениях. Главное - удивить, напугать, рассмешить людей, заставить думать. Предположить, к примеру, что это метафора жизни, с ее противоречивыми зачастую возможностями и человеческими желаниями.
| |