|
Накануне бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич был помещен в тюремную больницу, так как состояние его здоровья после экстрадиции в Гаагу ухудшилось.
У генерала целый набор серьезных заболеваний, он может и не дожить до суда, так что Международный трибунал торопится: первое заседание по делу Младича состоится уже в пятницу.
В пятницу в полдень по Москве в Гаагском трибунале стартует очередной громкий процесс. На скамье подсудимых экс-командир боснийских сербов Ратко Младич. На первом слушании от генерала ждут ответа лишь на один вопрос: признаёт ли он себя виновным в военных преступлениях?
То, как ответит Младич, известно почти наверняка - свою вину он категорически отрицает. Но следователи трибунала с ним не согласны, хотя они и сократили обвинительный акт с 15 до 11 пунктов. Но и в этом перечне достаточно серьезных статей - геноцид, террор и, главное, резня в Сребренице.
По словам прокуроров, на совести Ратко Младича и его подразделений массовые казни боснийских мусульман в июле 1995 года - 8 тысяч смертей. Оппоненты возражают: обнаружено 2 тысячи тел. Сам же генерал утверждает, что тогда он отдал приказ об эвакуации и гарантировал безопасность мирного населения, а кровь пролилась уже за его спиной.
Тем не менее, сторона обвинения собирается доказать, что Младич не просто знал о жестоком истреблении, но и лично отдал соответствующий приказ, а потому должен понести наказание. Адвокат организации «Матери Сребреницы» Алекс Хагедорн сообщил: «Новость о том, что Младич предстанет перед судом, мы встретили с облегчением. Теперь нам остается только надеяться, что приговор суда будет справедливым. Все матери Сребреницы хотят, чтобы он ответил за свои преступления».
Выстраивать линию защиты в таких условиях - задача непростая для любого юриста. Адвокаты Младича говорят, прежде всего, о слабом здоровье генерала. Якобы, недавно он перенес три инсульта и два сердечных приступа и может просто не дожить до суда. К тому же, как выяснилось, их подзащитный страдал от камней в почках, причем боль была настолько сильной, что он неоднократно просил своих приближенных застрелить его. Кроме того, несколько лет назад Младич лечился от рака в Белградской больнице, так что его, как минимум, должна была осмотреть комиссия независимых врачей.
Адвокат Ратко Младича Милош Шалич напомнил: «Он мог умереть еще в больнице. Власти Сербии вполне могли знать об этом и ждали его смерти. Он выжил, но и сейчас ему требуется медицинская помощь».
Впрочем. суд решил, что проблемы со здоровьем процессу не помеха. Младича уже поместили в тюремную больницу и пообещали предоставить лучших голландских врачей. Кроме того, ему разрешат общаться с другими заключенными, читать книги и пользоваться компьютером.
Несмотря на это, сторонники Младича, коих в бывшей Югославии немало, уверены, что ни о какой гуманности речи не идет. Для них генерал остается героем и выдающимся военачальником, которого Сербия выдала, чтобы ее пустили в Евросоюз. Бывший солдат Младича Новица Капуран уверен: «Он всегда был на стороне своих солдат, вел нас за собой. Ни он сам, ни мы не были агрессорами. Мы просто защищали свою Родину с оружием в руках. Он знал, что такое честь, и никогда не отдавал приказы об убийствах или казнях».
Между тем, Гаагский трибунал нацелился на еще одного обвиняемого в военных преступлениях. В розыск объявили бывшего президента ныне уже не существующей республики Сербская Краина Горана Хаджича. Найти и экстрадировать лидера сербских повстанцев в Хорватии как можно скорее Белград уже пообещал.
| |