|
Турпоток в Сочи с начала 90-х гг. прошлого века к 2011 г. снизился почти на 0,5 млн человек
Несмотря на то, что курорты Краснодарского края - практически единственная в России рекреационная зона у теплого моря, турпоток в Сочи с начала 90-х гг. прошлого века к 2011 г. снизился почти на 0,5 млн человек, пишут аналитики Cushman&Wakefield со ссылкой на данные из открытых источников. Прогноз по увеличению этого показателя к 2014 г. - 8-10 млн человек. Однако консультанты компании GVA Sawyer полагают, что в лучшем случае он достигнет 7,5 млн. По данным городской администрации, в 2010 г. в будущей столице Олимпиады-2014 насчитывалось 455 различных средств размещения, рассчитанных на 65 000 человек. В городе функционирует 298 гостиниц (в основном мини-отелей) и 157 специализированных заведений: санатории, пансионаты, дома отдыха, курортные поликлиники, туристические комплексы и т.д. «Выбрать есть из чего, - говорит Ольга Широкова, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood. - Если "Родина" не по карману, есть "Парк-отель", "Чеботарев", отремонтированная часть "Жемчужины", есть мини-гостиницы, есть вполне приличный частный фонд». Евгений Панасенко, представитель GVA Sawyer в Краснодарском Крае, отмечает, что «цены на средства размещения соответствуют уровню элитных мировых курортов, а качество номерного фонда, уровень сервиса и инфраструктура явно до них не дотягивают». 75% отдыхавших в Большом Сочи (Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский районы), утверждают аналитики Cushman&Wakefield, в прошлом году выбрали частный сектор. Выбор туристов обусловлен прежде всего невысокой (по сравнению с гостиницами) стоимостью размещения в нем. Стоимость суток проживания в сезон (июнь-сентябрь) варьируется от 2000-3000 руб. в частном секторе до 45 000-50 000 руб. в таких гостиницах, как, например, «Гранд отель» и «Спа Родина». Георгий Дзагуров, генеральный директор Penny Lane Realty, рассказал, что пару лет назад его компания собрала базу данных по сочинским «мини-отелям» и планировала предлагать ее потенциальным туристам, с тем, чтобы они могли оценить и сравнить предлагаемый рынком уровень комфорта и сервиса. Однако «встретила жесткое противодействие» со стороны местных «отельеров»: «Они не планируют легализовываться, ведь это чревато повышенными ставками по коммуналке, налогами и необходимостью соответствовать нормам и требованиям, предъявляемым к отелям». Поэтому, резюмирует Дзагуров, «хотя на дворе XXI век, но в аэропорту и на вокзале комнаты [приезжим] по-прежнему предлагают местные старушки». «З млн туристов - это чувствительная к цене целевая аудитория, которая зачастую остается неудовлетворенной качеством размещения, но из года в год возвращается за неимением альтернативы», - говорит Дэвид Дженкинс, глава департамента гостиничного бизнеса, Cushman & Wakefield. Сейчас в Сочи строятся гостиницы и апартаменты - но, как правило, они относятся к высокому ценовому сегменту, девелоперы, по тем или иным причинам, игнорируют требования рынка, как минимум на три четверти состоящего из массового туристического спроса, - отмечает эксперт. Хотя, по словам Дженкинса, если инвестор ожидает скорейшего возврата вложенных денег, то наименее рисковано их вкладывать именно в «массовый гостиничный сегмент». «Девелоперы строят разные объекты, в том числе, как они уверяют, и относительно недорогие, правда, не уточняя, относительно чего недорогие», - отмечает Шировока. По ее мнению, попытка создать в Сочи массовый курорт для тех, кто привык платить по 300 руб. в частном фонде - это утопия: «Воплощение ее в жизнь возможно, только если наше государство все просубсидирует, а вероятность этого равна нулю - есть другие приоритетные курорты», - резюмирует глава аналитиков Blackwood.
| |