|
Депутаты хотят наказать продавцов за просроченные продукты. В Госдуму внесен законопроект, который увеличивает штрафы за торговлю некачественным товаром в десятки раз. Если сейчас с магазина могут взыскать не более 20 тысяч рублей, то в будущем наказание могут увеличить до 700 тысяч.
Группа парламентариев, написавших законопроект, считает, что только так можно заставить продавцов отказаться от обмана покупателей. При этом правозащитники признают, что ужесточение штрафов не сделает процедуру подачи жалоб более удобной. Чаще всего потребители отказываются составлять претензии, поскольку это отнимает много времени и нервов. А доходный бизнес на просроченных продуктах прочно защищен бюрократическим лобби. Чего боятся посетители магазинов и продавцы, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов.
Безотходная торговля - это один из основных принципов успеха в бизнесе. Магазины - большие и маленькие - идут на все, чтобы продлить жизнь товару любыми естественными и неестественными путями. Жалобы покупателей и громкие скандалы в прессе, вплоть до недавних потасовок в одном из сетевых супермаркетов, не способны заставить исчезнуть с прилавков так называемую «некондицию». Группа депутатов Госдумы решила вмешаться в этот продуктовый произвол и резко повысить штрафы. С продавцов могут взыскать до 700 тысяч рублей, а то и вовсе закрыть магазин на 3 месяца, рассказал в интервью радиостанции «Вести ФМ» депутат Антон Беляков.
«Ответственность должна наступать не с момента покупки, а с момента обнаружения построченного товара. Безусловно, не должно быть смехотворных штрафов в 5 тысяч рублей. Сразу же напомню про специализированные рынки просроченной продукции, которые существуют чуть ли не во всех субъектах России, когда в контейнерах и розничных точках заведомо продают просроченный товар, причем все знают, что он просроченный, поэтому он существенно дешевле. Целая индустрия появилась и выручки там на миллионы долларов ежедневно», - отмечает Беляков.
Просроченных продуктов не бывает, рассказывают знающие люди. Все идет в употребление, во многих супермаркетах практикуют переклеивание ценников с датой изготовления - это самый быстрый и простой способ «оживить» просроченные товар. Старое мясо или рыбу можно помыть в марганцовке или чистящим средством, или просто заморозить, чтобы скрыть изъяны и соответствующий запах. Если ничто не помогает, спасет переработка: салаты, якобы домашние котлеты, запеканки - туда можно запихнуть что угодно, специи отобьют запахи. Продавцы почти никогда не идут на выброс просроченных продуктов, реанимируя их, как только можно. Для многих рынков «некондиции» - это золотое дно, рассказывает председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.
«Там колоссальные прибыли - и это безнаказанно. Реально нет никакой угрозы для того, кто продает нам всякую дрянь, просроченную испорченную, кто травит нас. Их не ловят, не штрафуют, а если и штрафуют, то это такие смешные деньги, что говорить о наказании или профилактике вообще не приходится», - рассуждает Головкова.
Резкое повышение штрафов за торговлю старыми продуктами должно отбить у продавцов желание обманывать покупателей. Сейчас им бояться нечего - максимум 20 тысяч рублей. И то если придет инспекция и найдет нарушения. Покупатель, который начнет скандалить, возмущенный приобретением протухшего мяса, - это не так страшно. Особо настойчивым вернут деньги, но товар снова выкинут на прилавок, негодует один из авторов нового законопроекта Антон Беляков.
«Мы постоянно обжигаемся: если вы дома обнаружили сметану или сосиски, которые уже нельзя есть, вам придется сначала отыскать чек, который вы взяли и не потеряли, потом прийти в магазин и пройти все круги ада, доказывая, что это именно те сосиски, которые вы здесь купили и купили именно сегодня, а не 2 недели назад. И только после этого, возможно, если вы будете достаточно скандальны и настойчивы, вам вернут деньги. Это абсолютно ненормально», - поясняет Беляков.
Наказывать магазины по полной решаются не все - слишком долго и нудно. Составление жалоб, подача заявлений, письма, отказы - и все ради пачки протухших пельменей. Торговые сети прочно защищены бюрократической стеной, признает Надежда Головкова. И еще неизвестно, удастся ли депутатам поднять эти штрафы. «Лобби продавцов, которые ведут себя на рынке недобросовестно, оно чрезвычайно сильно, оно очень мощное. И даже если пробить это лобби и принять эти изменения в Административный кодекс, если мы не изменим сам порядок контроля за потребительским рынком, ничего не изменится. Ну и что, что будет висеть над ним угроза, что он, может быть, заплатит 700 тысяч? Какой смысл, если его раз в 3 года только проверяют, да и то за 2 недели должны предупредить о проверке, чтобы он там не попался "несчастный", - комментирует Головкова.
Дело не только в сумме штрафа, но и в его неотвратимости, резюмируют эксперты. Угроза потерять 700 тысяч, конечно, должна испугать, но только в том случае, если продавец будет знать об угрозе поимки на месте преступления. Но магазины, особенно крупные, успешно укрываются за установленными ими же правилами, запрещая фото- и видеосъемку товаров, при необходимости выставляя за дверь любого, кто посмеет возмутиться. И просроченный товар в буквальном смысле превращается в некий неприкосновенный запас, который можно только продать, но не выкинуть.
| |