|
На фоне заявления властей о прекращении роста цен на бензин стоимость топлива продолжает увеличиваться. Эксперты прогнозируют, что нефтепродукты продолжат дорожать. Кроме того, в регионах с дефицитом топлива не справляются частные АЗС, что грозит монополизацией рынка крупными нефтяными компаниями.
Экономических оснований для дальнейшего роста цен на бензин в России нет, заявил в пятницу в Госдуме министр энергетики Сергей Шматко. Оптовые цены на внутреннем рынке начали снижаться, а за ними должна последовать стабилизация и розничных цен. «Могу твердо заявить, что сегодня экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте нефтепереработки нет», - сказал глава Минэнерго.
По его словам, дефицит «в отдельных регионах страны» наблюдался в связи с ростом розничных цен на бензин для потребителей. Чиновник подчеркнул, что это произошло из-за разницы между ценами на экспорт нефтепродуктов в сравнении с уровнем цен на внутреннем рынке. «В результате часть топлива с внутреннего рынка ушла за границу», - резюмировал Шматко. Среди других причин роста внутренних цен - ограничение на оборот в России топлива класса Евро-2, а также ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Пока чиновники говорят, что стоимость на топливо стабилизируется, потребительские цены на бензин за последнюю неделю выросли в 56 субъектах РФ.
С апреля месяца бензин резко дорожал на 2-3% в более чем 80 регионах. В мае рост снизился до 0,7-0,8%. Данные за последнюю неделю показали, что в среднем по России с 23 по 29 мая стоимость нефтепродуктов выросла на 0,6%, сообщает Росстат в своем еженедельном отчете. Бензин марок А-76, Аи-80 подорожал в среднем с 23,03 до 23,18 рублей за литр (на 0,7%), Аи-92, Аи-93 - с 25,01 до 25,17 рублей (на 0,6%), Аи-95 и выше - с 26,88 до 27,01 рублей (на 0,5%), на дизельное топливо - с 24,28 до 24,37 рублей (на 0,4%).
Наиболее существенно цены выросли в Самаре и Ульяновске: на 3,8% и 3,3% соответственно. В 20 центрах субъектов России цены на бензин сохранились на уровне предыдущей недели. Стоимость бензина снизилась в семи субъектах России, среди которых наибольшее снижение наблюдалось в Кызыле - на 3,8%. В Москве и Санкт-Петербурге бензин в среднем подорожал за неделю соответственно на 1,1% и 0,4%. Средняя стоимость бензина в Москве на 30 мая 2011 года достигала 25,76 рублей за литр, в Санкт-Петербурге - 25,15 рублей за литр.
Эксперты считают, что меры, предпринятые властями для удержания цен, недостаточны и рост цен на энергоносители продолжится.
«Пока ситуация контролируется в ручном режиме, но вопрос в том, насколько зажимание цен будет долгосрочным, - рассказал "Газете.Ru" старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - Проблемы фундаментально не решены».
Напомним, правительство в рамках борьбы с ростом цен на бензин повысило с 1 мая экспортные пошлины на нефть до 90% и будут действовать как минимум до 1 июля. «Но одной этой меры недостаточно», - говорит Абзалов. По его словам, цены на энергоносители растут в связи с небольшой нефтепереработкой в России и ее монополизированностью - сейчас все НПЗ принадлежат крупным нефтяникам. По мнению эксперта, преломить ситуацию поможет создание независимых НПЗ. Минэнерго и Минэкономразвития уже выступили в конце мая с предложением о выкупе и выведении заводов из компаний.
Впрочем, Абзалов прогнозирует, что «в ближайшее время принципиально решить проблему не удастся».
«Что касается цен на энергоносители, то в целом ряде регионов они будут увеличиваться, но в рамках 0,5 - 2%, - считает нефтяной эксперт.
Это политический момент и губернаторы в случае серьезного роста цен могут многое потерять, вплоть до лишения своих мест».
Тем временем, в России набирает обороты кризис независимых АЗС, которых насчитывается примерно 50% от общего количества заправок. Так, близка к критической ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где 45% АЗС принадлежит крупным нефтяникам, а 55% - частные заправки. «У нефтяных компаний топливо на АЗС будет, а вот независимый сектор - компании реально испытывают нехватку по 95-му бензину, - рассказал "Газете.Ru" президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. - На свободном рынке его не продают, по прямым договорам отказано в поставке, все объемы, которые шли по прямым договорам, переведены на биржу, где они сразу выросли на 2-3 тысячи рублей за тонну. И спрос на бирже превышает предложение. Частные компании работают "с колес" - что сегодня купили, то и продали. А купят ли завтра - неизвестно. Нет стабильных поставок. Объем реализации нефтяных компаний увеличился, в том числе из-за разницы в цене - они продают бензин дешевле. Чревато это тем, что на розничном рынке вымываются независимые операторы.
Создается монополия, как и в опте, где 100% монополия нефтяных компаний. Мы в итоге будем вынуждены уйти с рынка, и получится, что и розница будет полностью монополизирована».
По словам Дмитрия Абзалова, схожая ситуация сейчас наблюдается на Дальнем Востоке и на Южном Урале, где уже возникают проблемы с поставками. Аналогичная проблема была зафиксирована, в том числе, в Туве, где цены в середине мая подскочили до 50 рублей за 1 литр. «В случае дефицита все НПЗ начинают подпитывать в первую очередь свои АЗС, - объясняет эксперт. - В результате топлива для независимых заправок может не хватать. Поэтому частные АЗС будут ослабевать, так как у них нет доступа к нефтепереработке».
Автор: Евгений Шипилов
| |