|
Дипломатические отношения между Россией и Эфиопией установились еще при императорах. С тех пор страныуспели поэкспериментировать с самыми разными формами правления, в том числе с социализмом, который в Африке принял совсем ужасные формы. Но у наших народов всегда был дополнительный и на многие годы, по сути, тайный канал общения: братство Русского Православия и еще более древней Эфиопской церкви.
Этим юным эфиопским семинаристам ещё только предстоит стать священниками. Однако традиционное церковное пение они, похоже, уже знают на «отлично». Как и то, что сегодняшняя религиозная культура Эфиопии до сих пор сохраняет связь с древнехристианской. Вот почему в руках у них - обязательный для подобных ритуалов музыкальный инструмент - систр. Его использовали ещё в древнем Египте. И именно из этой страны вера и пришла в Эфиопию в IV веке.
Многие из тех, кто сегодня преподают в богословском колледже, сами, в свою очередь, учились в духовных академиях - тогда ещё СССР. С одним из них, архиепископ Тимотеусом, мы общаемся в соборе Святой Троицы - главном храме Аддис-Абебы.
- Я учился в Ленинграде!
- Долго? Сколько лет?
- Восемь, я учился восемь лет!
Те времена он вспоминает с ностальгией. В далеком 1967 году, будучи слушателем Ленинградской духовной академии, он сидел за одной партой с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
«Он умный, очень умный человек», - говорит архиепископ Тимотеус.
Главный для Адиис-Абебы Собор Святой Троицы был построен в ознаменование освобождения Эфиопии от итальянской оккупации. Здесь и покоится тот, кто победил фашисткую Италию: последний император страны Хайле Селласие.
Отличия эфиопской православной церкви от русской видны сразу, не вооруженным взглядом. Ну, во-первых: во всех церквях Эфиопии принято ходить босиком, в обуви сюда просто не пустят. Кроме того, в храмах принято сидеть вот на таких скамейках. И самое главное: женщины в эфиопских храмах всегда отделены от мужчин и сидят с правой стороны от входа.
На религиозные праздники здесь принято одевать национальную одежду: прежде всего, это шемма - большая белая накидка расшитая цветными узорами. Носить его обязательно и женщинам, и мужчинам. Еще одной приметой того, что перед вами прихожанин эфиопский церкви является его зонтик: оранжевый, красный или синий. А еще Эфиопская церковь придерживается многих заповедей Ветхого Завета, которых большинство христиан считает отмененными. Например, обрезание - причем это не имеет библейского происхождения. Здесь это рассматривают исключительно как народную традицию. Другое отличие, экзотическое для нашего глаза - молиться так, что это скорее напоминает намаз. Или, например, целовать стены собора, а также молиться при входе и так и не зайти во внутрь во время службы. В первые века так делали сугубо кающиеся и «оглашенные» - те, кто готовится ко крещению. Православие эту традицию утратило, а эфиопы сохранили.
Но внешние отличия не всегда означают духовные расхождения. Ведь и Русское православие, и Эфиопская церковь в основном сохраняют общие апостольские традиции веры. Русский язык здесь учат не случайно. Связи с церковью России - хоть и далекой, но братской - здесь кажется, никогда и не теряли. Несмотря ни на какие политические изменения.
«Церкви Эфиопии и России очень близки, гораздо ближе, чем может показаться на первый взгляд. Если мы возьмем теологию - то она у нас совпадает на 90-то процентов. И вероучение одинаковое. Единственное, в чем мы расходимся - это христология. Если в вашей вере - в Иисусе Христе соединилось два начала - божественное и человеческое, то в нашей церкви считают Его только Богом. Во всем остальном - мы схожи», - говорит священнослужитель.
Ученики богословского колледжа - а их здесь без малого 300 человек - учатся и живут на территории в течение пяти лет. Утром занятия, после обеда свободное время. Кто-то проводит его за любимым делом - пишет иконы.
«Я хотел бы когда-нибудь попасть и в Россию - посмотреть, как пишут иконы у вас», - говорит юноша.
Вечером церковная ряса сменяет место футболкам и шортам. Впереди свободное время, а значит там, где ещё час назад с таким упоением лилось церковное пение, пришло время для традиционного футбольного матча.
| |