|
Ситуация в Белоруссии чем-то напоминает Россию периода осени 1998 года - девальвация рубля, кредит МВФ, рост цен, рост ставок. Но Россию в последующие годы спасла конъюнктура рынка нефти, Белоруссии на это рассчитывать не приходится.
Развитие экономики Белоруссии в последнее время является одной из точек притяжения внимания как внутри страны, так и на международном уровне.
Ситуация с валютным курсом, обострившаяся весной текущего года, явилась как следствием, так и катализатором более глубоких процессов. Для многих было понятно, что резкий рост бюджетных расходов Белоруссии, в условиях мощного государственного регулирования, подогреваемый предвыборной кампанией, не мог не вылиться в серьезные экономические проблемы. Вопрос был - что и когда произойдет? Что уже произошло - это свершившийся факт. Что будет в дальнейшем, пока не очевидно.
Впрочем, справедливости ради, отметим, что масштабы произошедшего ранее не прогнозировали даже пессимистично настроенные эксперты МВФ в феврале этого года, полагая, что рост ВВП страны продолжится, а инфляция будет на уровне 2010 года.
Сейчас ситуация чем-то напоминает Россию периода осени 1998 года - девальвация рубля, кредит МВФ, рост цен, рост ставок. Но Россию в последующие годы спасла конъюнктура рынка нефти, Белоруссии на это рассчитывать не приходится. Да и уровень государственного вмешательства в экономику Беларуси значительно выше. Сейчас довольно сложно оценить, что было бы в России, и какие меры принимало бы руководство страны, если бы не подорожавшая нефть. Можно сказать одно: от руководства Белоруссии сейчас требуются очень взвешенные шаги по стабилизации ситуации. Кредиты ЕврАзЭС и МВФ - это лишь надводная часть айсберга. Если удастся договориться с МВФ, и при этом не пойти на серьезные уступки, безусловно, это будет плюсом для экономики, но это позволит получить лишь передышку. Как стабилизировать снижающийся торговый баланс, как побороть достигшую 20% инфляцию, как сбалансировать валютный рынок, как обеспечить приток в страну инвестиций и др., все это требует решения, на взгляд экспертов «РИА-Аналитика», уже вне рамок существующих экономических подходов, во всяком случае, в долгосрочном периоде.
А пока руководство Белоруссии предпринимает шаги по сдерживанию инфляции административными методами. В конце мая 2011 года правительство Республики Беларусь утвердило дополнительный перечень социально значимых товаров, на которые может вводиться временное регулирование цен сроком до 90 дней. Соответствующим постановлением устанавливаются предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам организаций-производителей.
В качестве итога административного регулирования, конечно, произойдет стабилизация цен на ряд товаров, но сами товары могут исчезнуть с полок магазинов и перекочевать на черный рынок. Эпоха дефицитов и подприлавков хорошо известна и жителям Беларуси и жителям России, впрочем, как и другим соседям по СНГ, которые были свидетелями всего этого по советской эпохе.
Вполне возможно, что получение международных кредитов и реализация плана, в котором изложены меры Белорусского правительства по преодолению экономического кризиса (Постановление Совета министров №662 от 25 мая 2011 года), позволит стабилизировать ситуацию в экономике, что создаст предпосылки для снижения инфляции, но ожидать, что по итогам года рост цен будет на уровне 33%-39%, как прогнозируют в Минэкономики Республики Беларусь, маловероятно.
В России по итогам 1998 года рост потребительских цен составил 84%. Принимая во внимание те сходства и различия между ситуацией в России 1998 года и Белоруссией 20111 года, эксперты «РИА-Аналитика» полагают, что реальный рост цен по итогам 2011 года в Белоруссии может достичь 70-80%.
| |