|
Через три месяца пройдут выборы нового абхазского президента в связи с неожиданной смертью Сергея Багапша. За ситуацией в крае, чью независимость вслед за Россией, Никарагуа и Венесуэлой на днях признало островное государство Вануату, пристально следят в соседних странах, в частности в Турции.
Однако Анкара вряд ли воспользуется возможностью для закрепления роли регионального лидера, рассказал в интервью «Росбалту» доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологии ТОББ (Турция), эксперт по Кавказу Митат Челикпала (Mitat Celikpala).
- Как, по вашему мнению, будут обстоять дела в регионе после смерти Сергея Багапша? Каковы будут действия Турции, постарается ли Анкара воспользоваться возникшей нестабильной ситуацией для того, чтобы повысить свою роль в регионе?
- Я не думаю, что какие-либо серьезные изменения произойдут в период до президентских выборов. Между абхазскими партиями существует своего рода баланс сил, и, скорее всего, они его будут поддерживать. Сергей Шамба имеет все шансы стать новым президентом.
В том, что касается Турции, то и тут я тоже не жду особых изменений. Турция, конечно, постарается досконально понять, что происходит в Абхазии, но я не думаю, что она будет вмешиваться в абхазские дела или лезть с советами к местному руководству. Смерть Багапша и возможные перемены не являются для сегодняшней Турции неким «окном возможностей» по той простой причине, что сейчас Анкара полностью занята внутренними проблемами в связи с приближающими парламентскими выборами. Скорее всего, наиболее активную роль будет играть Москва, которая будет продавливать своего кандидата.
- Как вы думаете, стоит ли ждать роста напряженности между абхазскими кланами?
- Я не думаю, что между абхазскими кланами начнется серьезная вражда. Они в курсе того, что баланс сил в Абхазии очень хрупок и, что если они хотят продолжать бороться за признание независимости, то им нужно продолжать работать вместе. Абхазские политики не могут себе позволить такой роскоши, как внутренняя политическая борьба.
- Каким, как вы ожидаете, будет поведение Грузии?
- Грузия старается воздерживаться от комментариев, потому что в Тбилиси ждут результатов выборов, ждут новостей о том, кто станет новым главой Абхазии. Если новый президент будет занимать пророссийские позиции, то тогда грузины пойдут на открытую критику. Если же к власти придет человек с более умеренными взглядами, то в Тбилиси будут заинтересованы в его поддержке с тем, чтобы затем начать переговоры.
- Как вы думаете, что ждет Абхазию после смерти Багапша, который возглавлял ее почти шесть лет?
- Особых изменений пока что не предвидится. Новый президент - будь он пророссийски настроен или нет - не будет менять статус-кво или делать кардинальные изменения в политике Абхазии. Так что все в целом останется по-прежнему.
Москва получила от Абхазии то, что хотела, и абхазы прекрасно понимают, что Россия им очень нужна сегодня. Так что здесь все более-менее устойчиво. Перемены могут прийти со стороны Запада или Грузии: их нужно искать в западном отношении к абхазской проблеме и в поведении Тбилиси. Если Грузия решит дать шанс Абхазии и ее новому лидеру, то тогда последуют изменения и может начаться период нестабильности.
Беседовала Юлия Нетесова
| |