|
Юбилей сегодня отмечает один из самых ярких режиссеров российского театра. Алексею Бородину - художественному руководителю РАМТа - 70. Коллеги называют Бородина великим экспериментатором. Режиссер постоянно в поиске новых форм.
Накануне юбилея Алексей Бородин на работе. Казалось бы, дело привычное: «Берег Утопии» в репертуаре РАМТа уже четвертый год. Но репетиция в этот раз как перед премьерой. Каждую сцену режиссер заставляет прогонять заново.
- Сейчас, сейчас, сейчас... вот тут нам надо решить.
С ног на голову привычную жизнь театра поставили грядущие гастроли в Испанию. Сцена там вдвое меньше, чем рамтовская. Главная забота Бородина - как выстроить на ней этот масштабный спектакль. Не до дня рождения:
- Надо, конечно, сквозно пройти мимо всяких дат. Они, конечно, прямо скажем, такие - будто не к тебе относятся. Просто по количеству прожитых лет. Но если я еще дышу, если у меня есть силы, я должен работать!
Вот уже 30 лет Бородин поднимает самые, казалось бы, неподъемные проекты. В Московский театр для детей (так раньше назывался РАМТ) он пришел в 80-м. Театр переживал тяжелый период «застоя». Как говорит Бородин, надо было «открыть окна». Потому буквально сразу - сверхамбициозная задача - «Отверженные» Гюго. Спектакль даже не уместился в один вечер - играли два. С аншлагом.
«Надо накапливать в себе такую энергию противостояния и стойкости. Мне кажется, что это требует большого усилия воли человека, который способен смотреть на жизнь несмотря ни на что», - убежден режиссер.
Это он привнёс в название театра слово «молодежный», тем самым расширив его репертуар, сделав, по сути, для всех возрастов. О Бородине говорят как о режиссере, способном перенести на сцену всё что угодно, даже то, что и вовсе на ней невообразимо: фантастику Стругацких - спектакль «Малыш» - и «Марсианские хроники» Бредбери, драматургический опыт журналиста Юрия Щекочихина - «Ловушка № 46, рост второй» и детектив Акунина «Эраст Фандорин».
«Он способен увлечься секретами вообще. Ему нравятся вещи таинственные, непознаваемые», - рассказывает Заслуженный артист России Евгений Редько.
Он выносил действие из зала на парадную лестницу - в «Беренике», придал новое звучание классике - в «Чехов-GALA», первым в России представил «Берег Утопии» Стоппарда. Трехчастный, девятичасовой. Злые языки шептали: не осуществимо. И что же? Два года репетиций - и, как писала пресса, премьера, достойная войти в историю.
Это «Берег Утопии» репетировался опять же, и наступил кризисные момент, когда никуда это не двигается, - рассказывает Заслуженная артистка России Татьяна Матюхова. - Это было наблюдение со стороны. Кто-то из артистов сидел в фойе, темном, никого нет. И Алексей Владимирович шел со сцены к себе в кабинет. И вот он идет и себе вслух: «Меня никто не собьёт с пути, меня никто не собьёт с пути».
Любимая фраза Бородина - «Ждать и верить, даже несмотря на то, что не дождешься». Жизненная философия - в стремлении к утопии. Об этом, так или иначе - почти все его спектакли. Артисты - кстати, почти все бывшие ученики - боготворят своего художественного руководителя. За заражающий, безграничный оптимизм.
Но мало кто знает, чего это ему стоило. Его выпуск из ГИТИСа в 68-м совпал с вводом танков в Чехословакию. В результате дипломный спектакль «Два товарища», поставленный в Смоленске, был неправильно истолкован партийным руководством - на десятилетие перед молодым режиссером закрылись двери столичных театров. Впрочем, об этом Бородин вспоминать не любит. С головой окунается в работу.
Сейчас помимо подготовки к гастролям - репетиции нового спектакля «Траур Электре к лицу». Премьера - зимой следующего года.
| |