|
Оргкомитет литературной премии «Нацбест» крайне недоволен победителем Дмитрием Быковым, считая, что писателю не нужна эта литературная награда. Сам Быков заявляет, что премия лучше, чем ее оргкомитет, и оказывается от денежного вознаграждения.
В тонкостях литературного скандала разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян.
Скандальный литературный сезон: еще не утихли страсти вокруг вручения «Русского Букера» Елене Колядиной за эротический роман «Цветочный крест», как конфликтом завершился «Нацбест». Критики заговорили о сложной ситуации с русскими литературными премиями. Впрочем, писательница Ольга Славникова считает, что никакой катастрофы не произошло.
«Это ежегодная премия, это жернова, которые постоянно что-то мелят. Ежегодная премия должна каждый год кому-то присуждаться, вне зависимости от того, появился там новый Пушкин или не появился. И только если есть эти ворота, "новый Пушкин" будет представлен общественности», - поясняет Славникова.
Впрочем, на «Нацбесте» конфликт возник не из-за качества литературы, а из-за фигуры писателя. Премию получил Дмитрий Быков за роман «Остромов, или Ученик чародея». Проблема в том, что писатель Быков никак не стыкуется с девизом «Нацбеста» - «Проснуться знаменитым», говорит председатель оргкомитета премии Вадим Левенталь.
«Мы страшно недовольны тем, что он выиграл, потому что ни ему премия не нужна, ни он премии не нужен. Ему эта премия не прибавит читателей. Нам хотелось, чтобы премию получали книги неожиданные, чтобы мы открывали новые имена», - поясняет Левенталь.
За книгу Быкова проголосовали члены малого жюри, в которое входят в том числе люди далекие от литературного процесса, но именно они и выбирают победителя. В этом году в судейской коллегии под председательством Ксении Собчак состояли рэпер Noize MC и прошлогодний лауреат «Нацбеста» Эдуард Кочергин. И получается, что оргкомитет не согласен с мнением жюри. Но Ольга Славникова уверена: если премия хочет открывать новые имена, то она должна этим заниматься не на уровне жюри, а на уровне выдвижения.
«Знаете, я думаю, что то, что у них там произошло, - это пиар премии. Вот сейчас они дали Быкову - и все об этом написали. А если бы они дали неизвестному человеку, было бы, мол, да, открыли новое имя. Поэтому премию "Нацбест" сносит в сторону известных имен», - говорит Славникова.
Сегодня в России как минимум 4 крупные литературные премии - «Большая книга», «Русский Букер», «Дебют» и «Нацбест». За последнее десятилетие читатели привыкли, что эти премии - своеобразный навигатор в современной русской литературе. Но нынешний сезон явно запомнится не новыми именами, а громкими скандалами.
| |