|
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому приоритет при поступлении в детские сады и школы будет отдаваться детям, проживающим в ближайших домах. Если документ быстро пройдет три чтения, на следующий год детей будут принимать в детсады и школы по новому закону.
В понедельник на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений». Его авторы - группа депутатов-единороссов во главе с первым заместителем председателя Госдумы Олегом Морозовым и председателем думского комитета по образованию Григорием Балыхиным.
«Законопроект не ограничивает права ребенка поступать в любую школу, однако приоритет будут иметь семьи, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением», - заявил Балыхин.
«Как сейчас указано в законе, государственные и муниципальные школы должны обеспечивать прием всех детей, которые проживают на "определенной территории" и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Однако при этом органы самоуправления не имеют полномочий по определению той самой территории, которая закрепляется за образовательным учреждением для обеспечения его территориальной доступности», - пояснил он. Авторы предлагают внести ясность в формулировки закона «Об образовании», в частности, уточнить, что понимается под «определенной территорией», а также установить полномочия органов местного самоуправления по их закреплению за детскими садами и школами. (Сейчас «радиус обслуживания» - расстояние от дома до образовательного учреждения - указан лишь в Санитарно-эпидемиологических требованиях).
В середине апреля 2011 года Мосгорсуд по иску столичной прокуратуры признал недействительным постановление московского правительства о порядке приема детей в начальную школу. Поправки, которые обжаловала прокуратура, московское правительство внесло в часть 1 статьи 11 закона № 14 «Об общем образовании в Москве» в мае прошлого года, в силу они вступили с 1 января 2011 года. Новые правила предоставляли первоочередное право поступления в первый класс детям, живущим в непосредственной близости от школы, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а так же тем, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе и детям из многодетных и малоимущих семей. Столичная прокуратура посчитала, что новые правила приема в школу противоречат положению закона «Об образовании», в котором говорится, что всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования - согласно принципу о всеобщем и бесплатном образовании. Столичные власти обжаловали решение Мосгорсуда, решения по жалобе пока нет.
Представители Мосгордумы уверены, что новая инициатива федералов поможет московским властям выиграть дело.
«Этот законопроект не был законодательной инициативой Мосгордумы, но мы знали, что он готовится. Что касается суда, то сам факт внесения в Госдуму подобного законопроекта уже является основанием для приостановки рассмотрения дела в суде. Юристы Мосгордумы теперь могут обратиться с таким ходатайством в связи с тем, что готовится принятие закона и меняются обстоятельства дела», - рассказал «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семеняков.
Представители педагогического сообщества считают, что практика «территориального принципа» является устоявшейся, но не все образовательные учреждения должны под него попадать.
«Я всячески поддерживаю эту инициативу депутатов, так всегда и было. Приоритет при поступлении отдавался тем, кто живет ближе. Думаю, что исключения составляют школы для детей с задержкой психического развития и школы с повышенным уровнем сложности образования», - считает директор Центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович говорит, что законодателям следует дифференцировано подойти к установке территориального принципа - в зависимости от возраста учащихся.
«Этот вопрос не решен однозначно ни в одной стране, есть вполне демократичные страны, где территориальный принцип закреплен. У нас в стране территориальное закрепление всегда было при советской власти, и в этом есть своя логика, особенно, если речь идет о дошкольных учреждениях: возить ребенка в детский сад через весь город очень сложно, - говорит Бунимович. - А что касается школ, то тут должна быть более гибкая система - одно дело начальная, а другое дело профильная, которая может находиться в другом районе. Мы всегда предлагаем слишком простые решения, закон надо прописать не для всех одинаково, а более тонко прописать все приоритеты».
Авторы законопроекта говорят, что документ еще будет дорабатываться.
«Мы сделали основу документа. Этот вариант законопроекта сегодня разослан в регионы, и мы посмотрим, как они отреагируют. Если появятся рациональные замечания и предложения по его доработке, мы готовы их учесть и внести ко второму чтению», - пояснил «Газете.Ru» Григорий Балыхин.
По его словам, пока что в документе не прописан порядок приема в школы для детей, не проживающих на близлежащих территориях. «Мы не определяем это законопроектом, потом, ко второму чтению, норма о том, что детей из других районов можно принимать при условии наличия свободных мест, будет прописана. Мы расшифруем понятие "свободные места", а так же пропишем как эта норма определяется», - добавил он.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении в течение июля этого года и если он успешно пройдет все три чтения, то вступит в силу уже с 1 января 2012 года, и в следующем учебном году набор в детсады и школы будет происходить по новым правилам.
Автор: Наталья Зиганшина
| |