|
Вчера в распоряжении Ъ оказалось обращение Всемирного банка (ВБ) и Еврокомиссии (ЕК) к администрации президента и правительству, посвященное необходимости ветировать изменения в закон о государственных закупках. ВБ и ЕК перечислили три позиции, при сохранении которых финансовая помощь Украине останется замороженной. Кабмин между тем пытается убедить президента подписать закон, чтобы в дальнейшем внести в него изменения.
О том, что ВБ и ЕК намерены требовать от украинской власти ветировать изменения в закон о госзакупках, стало известно в конце мая (см. номер от 31 мая). Вчера в распоряжении Ъ оказался документ с описанием их претензий. «Некоторые изменения уводят закон в сторону от европейских и международных стандартов. В связи с этим мы убедительно рекомендуем вернуть закон в парламент»,-- говорится в документе.
Одновременно с усилением международного давления активизировались и сторонники подписания закона. Ранее первый вице-премьер Андрей Клюев заявил, что считает возможным его подписание с дальнейшим внесением в документ необходимых изменений: «Не факт, что закон будет переголосован. Если нужно будет откорректировать его в ту или иную сторону, мы это сделаем в течение 2-3 недель, максимум - месяца».
Если просьбы ВБ и ЕК будут проигнорированы, они рассматривают возможность расширить финансовые санкции в отношении Украины, остановив «перечисление финансовой помощи, в том числе в рамках программ бюджетной и макроэкономической поддержки». Ранее ЕС уже заморозил помощь Украине по нескольким программам суммарной стоимостью более 280 млн евро (см. Ъ от 23 февраля). Теперь от решения проблемы госзакупок зависит также предоставление Киеву кредита ЕС в размере 610 млн евро и реализация других финансовых проектов.
Международные эксперты выделили в новом законе три неприемлемые позиции, главная из которых - вывод госкомпаний из поля действия закона. «Многие операции, оговоренные в директивах ЕС, теперь не будут подпадать под действие украинского законодательства о госзакупках... В особенности мы обеспокоены тем, как закон повлияет на закупки, проводимые коммунальными предприятиями»,-- говорится в письме.
Украинское правительство настаивает, что госпредприятия не должны подпадать под действие закона в случае, если они проводят закупки за счет собственных оборотных средств. Иначе, по мнению господина Клюева, они будут неконкурентоспособными. «Производя одну и ту же продукцию, коммерческие и государственные предприятия оказываются в неравных условиях»,-- пояснил он.
Вторая претензия касается отмены тендеров при покупке товаров и услуг Аграрным фондом, что «может серьезно повлиять на развитие национальных рынков». Андрей Клюев пояснил, что интервенции на аграрный рынок «проводятся, когда в стране есть какая-то чрезвычайная ситуация, поэтому они и выведены за рамки закона». Впрочем, первый вице-премьер выразил готовность идти на компромисс по данному вопросу.
Последнее замечание ВБ и ЕК касается вводимой новым законом процедуры страхования предмета закупки: «Требование страхования предмета закупки неоправданно и может существенно усложнить процесс. Мы рекомендуем отказаться от этой инициативы». По мнению господина Клюева, данное положение оправданно и соответствует европейским нормам. Вероятно, по итогам дискуссии норма о страховании останется, но будет переписана, чтобы избежать двузначности в ее трактовании.
Украинские эксперты поддерживают требования ЕК и ВБ, хотя отмечают, что международные эксперты увидели не все проблемы нового закона. «Главное коррупционно опасное нововведение - возможность проведения закупок у одного участника при наступлении чрезвычайных социально-экономических обстоятельств»,-- пояснил Ъ Алексей Хмара, президент объединения ТОРО (контактная группа Transparency Int. в Украине).
Господин Хмара добавил, что группа украинских экспертов, анализировавших закон, также обратится к президенту с пакетом предложений относительно ветирования документа. «По моим данным, решение о подписании или ветировании закона не будет принято как минимум до среды»,-- добавил он.
Сергей Сидоренко
| |