|
В Бенгази с посреднической миссией прибыл Михаил Маргелов, спецпредставитель президента России Дмитрия Медведева по урегулированию в Ливии.
Он проведёт переговоры с руководством ливийских оппозиционеров. В частности, Маргелов намерен встретиться с главой Переходного национального совета (ПНС) Мустафой Абдель Джалилем, а также с Омаром аль-Харири и Махмудом Джибрилем.
«Мы дорожим отношениями с Ливией и ливийским народом. Президент Российской Федерации твердо выступает в поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности Ливии», - заявил Михаил Маргелов перед отъездом в Ливию. По его словам, единая демократическая Ливия нужна арабскому миру, Африке, всему международному сообществу.
Михаил Маргелов также напомнил, что позиция России состоит в том, что ливийский народ самостоятельно способен определить своё будущее.
Спецпредставитель главы российского государства обеспокоен затянувшимся вооружённым противостоянием в Ливии. Он отметил, что противостояние ухудшает гуманитарную ситуацию не только в самой Ливии, но и в сопредельных государствах, принимающих ливийских беженцев. По мнению Маргелова, это грозит дестабилизацией обстановки в регионе.
«Арабская весна» стала главной темой саммита «Большой восьмёрки» в Довиле. Визит Маргелова в Бенгази продолжает посреднические усилия Москвы в ливийском урегулировании. В Россию уже приезжали представители как правительства Джамахирии, так и его противники.
Москва рассчитывает помочь своим посредничеством довести сигнал обеим сторонам, но диктовать решений не собирается. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков описал задачу, которой добивается Россия: добиться срочного прекращения огня, что открыло бы дорогу к прекращению военной операции Запада в Ливии.
Глава МИД Сергей Лавров подчеркнул, что «сегодня реально вырисовываются такие элементы, на основе которых можно будет договариваться о прекращении огня и начале переговоров».
По убеждению главы российского внешнеполитического ведомства, в ПНС входят политики, которые ещё 5 месяцев назад занимали высокие посты в правительстве Джамахирии. По его словам, эти люди способны к разговору, но настаивают на том, чтобы переговорщиками со стороны действующих властей выступали «уважаемые нейтралы» или технократы - люди, которые представляют интересы племен, группирующихся вокруг Триполи. Они также готовы, чтобы в переговорах участвовали не запятнавшие себя кровью представители вооруженных сил.
По оценке Сергея Лаврова, выдвигаемые для начала переговорах требования со стороны ПНС являются разумными предложениями, которые нужно продолжать продвигать на основе инициативной посреднической роли Африканского Союза.
Направленный в Ливию президентом России Михаил Маргелов будет также исходить из того, что договариваться надо не с Муамаром Каддафи, а с той частью элиты, которая продолжает оставаться верной режиму.
В этом смысле позиция России, которая пропустила резолюцию №1973 СБ ООН, но не участвует в бомбардировках и не закрыла посольство в Ливии, уникальна.
Как цитирует ИТАР-ТАСС заявление Михаила Маргелова: «События в Джамахирии развиваются по наихудшему сценарию: Каддафи не настолько слаб, чтобы сдаваться, а повстанцы не настолько сильны, чтобы одержать победу. В этих условиях нужно создавать "мостики", и Россия может сыграть серьёзную роль».
Вместе с тем, Маргелов отмечает, что сейчас в ливийском урегулировании наступил чрезвычайно деликатный момент. «Посредничество не требует рекламы, оно требует тишины», - лишь усиливает интригу спецпредставитель президента России по Ливии.
| |