|
Лондон замер в ожидании громкой премьеры - оперы «Симон Бокканегра» в постановке российского режиссера Дмитрия Чернякова. Многократный лауреат «Золотой маски», чье имя знакомо каждому театралу на Западе, взялся поставить одну из самых сложных и интересных работ Джузеппе Верди.
В итоге - полное крушение канонов и восторг тех, кому посчастливилось заглянуть на последние репетиции в Английской национальной опере. Среди них была и корреспондент «Вестей ФМ» в Лондоне Елена Балаева.
Любовь, верность, предательство и ревность - коктейль из страстей человеческих Джузеппе Верди так круто замесил в своей опере «Симон Боканегра», что и сам разобрался не сразу. После неудачной премьеры в 1857 году Верди 30 лет держал партитуру на полке, потом переделал и поставил оперу вновь.
Но современные режиссеры за историю о восхождении к власти в Генуе Симона Бокканегро браться все равно боятся. А для обладателя многочисленных «Золотых масок» Дмитрия Чернякова, похоже, чем сложнее вызов, тем интереснее получается. Он работает то в Москве, то в Берлине, то в Милане. Его новаторские постановки шокируют и приводят в восторг всю Европу:
«Я думаю, в чем может быть проблема с коммуникацией в опере? Очень сложно разобраться в этой истории, конечно, потому что когда ты смотришь "Травиату", сразу диспозиция понятна: вот несчастная умирающая героиня, вот ее последняя любовь - молодой человек, вот мешающий любви отец. И вот мы следим, сочувствуем. А вот здесь как-то иногда требуются дополнительные объяснения, потому что иначе не сходятся концы с концами. Очень запутанная конструкция. Может, поэтому нет всенародной любви у этой оперы».
В оригинальной опере Верди все действие происходит в Генуе XIV века, когда республикой правили доджи. Но Черняков заставил героев примерить на себя другое время и другие костюмы: главный герой Симон Бокканегро ходит в кожаной косухе и джинсах, сидит на капоте ретро-автомобиля и пьет Red Bull. Автомобиль для постановки, кстати, искали долго и в итоге купили на интернет-аукционе eBay. Другой персонаж - в костюме гонщика и со шлемом в руках, будто только что с тест-драйва телепрограммы Top Gear. Для зрителя, привыкшего к классической опере, это скандал, но исполнитель заглавной роли баритон Бруно Капрони объясняет - все здесь к месту:
«Я принимал участие во многих современных постановках, особенно в Германии, и они были очень странные. Иногда ко мне подходили зрители после спектакля и спрашивали, что это значило. А я и сам не знаю, даже после недель репетиций. А эта постановка хорошая. Дмитрий все понятно объяснял артистам. Но мы очень напряженно работали».
Залог успеха этой постановки кроется в сильнейшем оперном составе. И в первую очередь, в звезде мирового масштаба, ирландском баритоне Бруно Капрони, который блестяще исполняет свои партии.
С российским режиссером Черняковым Запад, похоже, только и мечтает работать. Весь Лондон влюбился в его «Евгения Онегина», среди поклонников и музыкальный директор национальной оперы Эдвард Гарднер:
«Насколько он первоклассный режиссер, можно судить по его работе в "Онегине". Сначала я увидел этот спектакль на DVD, а прошлым летом эту оперу он привез в рамках гастролей Большого театра в Лондон, и это была невероятно удивительная постановка. Каждая деталь говорила сама за себя. Знаете, я просто увидел Онегина в новом свете».
Сегодня в Лондоне - генеральный прогон «Симона Бокканегра». Первый показ спектакля широкой публике назначен на среду. Через два года оперу продемонстрируют публике в Мюнхене. Увидят ли «Симона Бокканегро» в России - большой вопрос.
| |