|
«Укрзализныця» начала масштабную реформу. Вчера администрация сообщила, что на базе принадлежащих ей вагоноремонтных предприятий будут созданы новые компании, которым передадут 55-58 тыс. грузовых полувагонов. Эксперты отмечают, что новые операторы не будут иметь значительной долговой нагрузки, что сделает их интересными для инвесторов, как это произошло в случае с российскими аналогами - «Первой грузовой компанией» и «Второй грузовой компанией».
«Укрзализныця» (УЗ) в течение двух месяцев планирует создать двух операторов подвижного состава на базе Дарницкого вагоноремонтного завода и «Укрспецвагона», сообщила вчера пресс-служба администрации. Операторы получат практически весь так называемый инвентарный парк - 55-58 тыс. из 59 тыс. грузовых вагонов. В сообщении приводятся слова первого заместителя гендиректора администрации Николая Сергиенко, из которых следует, что таким образом УЗ стремится повысить тарифы на предоставление услуг с использованием украинских вагонов до уровня российских, поскольку сегодня все стремятся использовать дешевые украинские вагоны, в том числе и при перевозках за рубеж, а в Украине своих полувагонов не хватает.
Инвентарный парк вагонов был создан странами--участниками Межправительственного договора о совместном использовании вагонных парков, подписанного в 1993 году. Согласно документу страны СНГ и Балтии формировали общий парк вагонов, которые считались обезличенными и были приобретены еще во времена СССР. Эти вагоны были поделены между бывшими советскими республиками. Тарифы за использование инвентарного парка для всех участников соглашения были одинаковыми. Но после реформирования «Российских железных дорог» (РЖД) и создания «Первой грузовой компании» (ПГК) и «Второй грузовой компании» (ВГК) им было передано порядка 800 тыс. вагонов из 1,2 млн российской доли инвентарного парка. И эти компании уже стали устанавливать собственные тарифы, которые приблизительно на 30% выше, чем для вагонов инвентарного парка.
Господин Сергиенко отмечает, что украинские операторы будут отличаться от ПГК и ВГК, которые занимаются исключительно перевозками. «Мы же хотим создать компанию, которая будет собственником вагонов, будет ремонтировать вагоны и экспедировать грузы»,-- говорит он. Создавая новых операторов, администрация фактически перекрывает РЖД возможность свободного использования инвентарного парка, полагает руководитель «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин. «До сих пор РЖД могла пользоваться им по своему усмотрению, но теперь эти вагоны будут в собственности операторов. А значит, условия будут диктовать владельцы»,-- отметил эксперт. Он пояснил, что при использовании украинского вагона РЖД могла его загружать в попутном направлении, тогда как частные вагоны нельзя было загрузить без желания собственника. В то время как частным компаниям было выгоднее вернуть пустой вагон, чем везти нерентабельный груз. «Новые компании фактически станут владельцами активов, не имея при этом долговой нагрузки, что позволит легче привлекать кредиты под обновление парка, будут привлекательными для инвесторов»,-- считает старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко.
Андрей Леденев
| |