|
Мосгорсуд сегодня рассматривает беспрецедентное по своему драматизму дело. Бабушка четырех новорожденных внуков добивается права стать их матерью. Дети родились от разных суррогатных матерей после смерти их биологического отца. Сейчас малышам уже 5 месяцев, но официально их не существует, поскольку нет свидетельства о рождении.
В деле разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Инесса Алексеева.
Стать самой счастливой бабушкой сразу четырех малышей Ламаре Келешевой было суждено, лишь пережив огромное горе. 3 года назад от острого лейкоза скончался ее единственный сын Михаил. Страшный диагноз парню поставили в 2005. Ему было 23 и все так надеялись на его выздоровление. Перед курсом химиотерапии врачи посоветовали сдать сперму на криоконсервацию. Ведь после облучения возможность стать отцом очень мала. Но человек может воспользоваться своим генетическим материалом и иметь ребенка. Этого очень хотел Михаил. Но воплощала мечту его мама.
«Мы были очень близки с моим сыном. Мы делились практически всем - всеми мыслями. Такого любящего, доброго сына вряд ли кто-то еще имел», - рассказывает Ламара.
57-летняя москвичка Ламара Феохариевна (к слову, гречанка по происхождению) - успешный ученый, доктор наук, врач-физиолог. С мужем жизнь не сложилась. После смерти сына лишь надежда иметь внуков давала ей стимул к жизни. Но поначалу все попытки проваливались: эмбрионы у суррогатных мам не приживались. Поэтому в последний раз Ламара Феохариевна решились одновременно на двух суррогатных мам. И случилось чудо: беременность наступила сразу у обеих женщин! 6 и 8 января на свет появились две пары близнецов - 3 мальчика и девочка. Малышку назвали Марией - так хотел Михаил. В его честь назвали одного из сыновей. Еще одному мальчику дали имя Феохарис, в переводе с греческого - «Божий дар», в честь деда, а его близнеца назвали Иоаннис.
«Они неплохо себя чувствуют. У Ионюшки диатез. И мне хотелось бы сейчас заняться его здоровьем. А так - нормально», - говорит счастливая бабушка.
Сейчас у Ламары Келешевой много самых радостных забот, но и одна самая серьезная проблема - оформление бумаг. Бабушкинский районный ЗАГС отказал ей в регистрации новорожденных, ссылаясь на то, что услугами суррогатных мам могут воспользоваться лишь супружеские пары. Потому она подала кассацию в Мосгорсуд и не исключает обращений в Верховный суд.
«Порой лучше воспитывать одинокой, чем будет отец, который будет препятствовать воспитанию, или супружеская пара - какие-нибудь алкоголики, наркоманы. Почему не может одинокая мать воспитывать?», - возмущается Келешева.
Юрист Константин Свиднев, который занимается этим делом, объяснил «Вестям ФМ», что сложности при регистрации суррогатных детей у родителей-одиночек возникают из-за того, что у нас нет отдельного закона о вспомогательных репродуктивных технологиях. Действующее законодательство, а это Семейный кодекс и Закон об актах гражданского состояния, лишь определяют порядок регистрации таких детей. Но и не ставят ограничений на то, кто может стать родителем, используя суррогатное материнство. Поэтому Константин Свиднев считает, что правда все-таки на стороне Ламары Келешевой.
«На ее стороне справедливость, на ее стороне закон, на ее стороне Конституция. И я уверен, что такая неполная семья, хотя, конечно, эта формулировка не вполне корректна, лучше говорить монородительская семья, лучше, чем отсутствие семьи вообще», - рассуждает адвокат.
А семья у малышей большая - Ламаре очень помогает сестра. Кроме того, есть еще много родственников и друзей.
«У нас большая и дружная семья, столько родственников, близких мне людей, которые действительно могут быть хорошим примером для них. А лучший пример для них будет их отец, память о нем», - считает она.
Ламара Келешева не хочет становиться опекуном для своих малышей. Хотя ее уверяют, что это более выгодно. Ведь на каждого ребенка в таком случае она получала бы ежемесячно 12 тысяч рублей.
«Я полагаю, что у меня достаточно сил и экономически возможностей их поддержать. В этом плане я не одна - у меня и сестра и родные рядом. Они и сейчас мне так помогают, что никаких других видов помощи мне не нужно. Я хотела бы быть им матерью. Стараться делать то, что хотел бы сделать для них мой сын, их отец», - говорит Келешева. В противном случае в документах в графе «мать» у детей будет стоять прочерк. А этого ее материнское сердце допустить просто не может.
Ламара Келешева - третья бабушка в России, которая обрела внуков после смерти своего ребенка. Первой стала Екатерина Захарова из Екатеринбурга. В 2005 у нее родился внук Георгий. Второй бабушкой-мамой в 2010 году стала жительница Санкт-Петербурга Наталья Климова. У нее появился суррогатный внук Егор. Обе этих бабушки добились права быть матерями в свидетельствах о рождении детей.
| |