|
Американская курятина вскоре вернется на российский рынок. Выполнят ли крупные американские производители мяса птицы российские требования к качеству мяса, и о каком возможном объеме поставок идет речь, выясняли Вести.Ru.
Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в четверг провел две первые встречи с птицеводами из США - компаниями Koch Poultry и Mountaire Farms, крупными американскими производителями мяса птицы. В Россельхознадзоре отметили, что компании представили российской стороне подробные сведения по выращиванию птицы, а также данные о порядке контроля микробиологического статуса и содержания остаточных доз антибиотиков в мясе, предназначенном для экспорта в Россию. В субботу Данкверт встретится с руководством еще одной американской птицеводческой компании - Peco Foods. Помимо этого, с просьбой о встрече к нему обратилось руководство другой крупной американской компании по производству мяса птицы - Sanders Poultry.
Официальное сообщение об итогах встреч может появиться уже на следующей неделе, заявила Вестям.Ru замначальника отдела сотрудничества с ветеринарными службами зарубежных стран и международными организациями Россельхознадзора Елена Котова.
На рассмотрении Россельхознадзора находится список предприятий, выразивших намерение поставлять мясо птицы в Россию. В действовавший до начала августа список входили 245 предприятий США, в новый список включен 31 производитель птицы.
Проведенное Россельхознадзором предварительное изучение предлагаемого списка показало, что в него попали предприятия, которым ранее запретили ввозить курятину в Россию. Запрет на торговлю мясом птицы из США последовал после введения в России новых санитарных правил, запрещающих ввоз мяса птицы, обработанного хлорными растворами. Под запретом оказалась вся курятина, поставляемая на российский рынок из США.
В этом году квота США на ввоз мяса птицы в Россию составляет 600 тыс. тонн, однако в начале июня российская сторона приняла решение о замещении 150 тыс. тонн из этой квоты поставками из других стран.
До введенного Россией запрета США являлись крупнейшим поставщиком куриного мяса, в основном окорочков, в Россию. По данным Национального совета производителей курицы США (National Chicken Council), в 2009 году США поставили в Россию куриное мясо на $744 млн.
«У Россельхознадзора есть законные требования к американской стороне. Их надо выполнять. Сейчас часть американских предприятий-производителей куриного мяса аттестована российской стороной, другая часть под аттестацию не попала. Это вопрос ветеринарного контроля», - заявил Вестям.Ru руководитель группы компаний «Оптифуд», председатель совета директоров «Русской агропромышленной корпорации» Иван Оболенцев.
«Другое дело квота. До конца года американская сторона не выбрала 450 тыс. тонн. Если такое количество мяса поставить на российский рынок - дело "швах". Можем задавить российского производителя. Но мы - бизнесмены из России и США - уже пришли к взаимному пониманию того, что сейчас без существенного риска для российского рынка мы можем принять 250-300 тыс. тонн американской курятины. Такое понимание есть», - отметил Оболенцев.
Вопрос поставок американского мяса птицы нужно разделить на две составляющие. Это, прежде всего, ветеринарный надзор, второе - квоты. Российское мясо птицы качественнее, оно, в основном, охлажденное, что полезнее для потребителя, считает Оболенцев. «Но качественное мясо всегда дороже. Если же речь идет об американских окорочках, то на российском рынке пока сохраняется спрос и на такое мясо. Но вот что важно. Нужно думать о российском производителе. Это рабочие места, это собственная продукция. В следующем году наша компания намерена довести производство до 100 тыс. тонн курятины. Есть и другие производители. Тогда, возможно, вопрос о поставках американских окорочков решится по-другому», - пояснил Оболенцев.
«Страна уже восемь месяцев живет без куриных окорочков. Голода не было. Выжили. Только-только начали вставать на ноги российские производители. А тут кризис, засуха, сокращение урожая зерновых», - заявил Вестям.Ru заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский.
По его словам, возобновление поставок американской курятины может нанести огромный удар по российскому производителю. Особенно этим летом. «Крупные торговые сети уже сократили на 25-30% заказы на российскую курятину. Корма выросли в цене, подорожал фураж. Себестоимость российского мяса значительно выросла. В этих условиях пускать на наш рынок дотируемое в огромных денежных величинах американское мясо нельзя. Они же продают мясо даже ниже себестоимости. Россияне потеряют рабочие места, закроются с таким трудом налаженные производства», - отметил Лисовский.
По его мнению, вопрос поставок американской курятины - стратегический. «Мы достаточно производим своего мяса. Если бы нашего производителя поддерживали и дотировали также, как дотируют американского, мы бы сами поставляли мясо на экспорт. Это уже понимают и чиновники. Однако в своих аналитических записках в правительство они пишут, что мяса птицы у нас достаточно, а вот окорочков не хватает. Как будто окорочка выращивают отдельно от кур. Я недавно читал такую записку. Диву даешься», - пояснил Лисовский.
«По моим сведениям, в американских портах уже стоят загруженные окорочками суда. Речь идет о 50 тыс. тонн. Курс - на Россию. Значит, вопросы ветеринарного контроля уже решены, я так понимаю? А кто будет решать вопросы с российскими производителями? Местные торговые сети возьмут в продажу дешевые американские окорочка, им все равно, чем торговать. А что делать сельхозпроизводителям из Краснодарского края, например? Их продукцию никто не дотирует, хотя она более качественная. Вот в чем вопрос», - подчеркнул Лисовский.
Он уверен, что медицинские последствия от потребления окорочков скажутся в ближайшее время. «Американское промышленное производство мяса само собой предусматривает применение химии. Не будет хлора в окорочках, будет что-то другое. Без антибиотиков, гормонов, другой химии им не обойтись. Возможно, дети чиновников, которые принимают решение на ввоз окорочков, кушать эти окорочка не будут. Допускаю. Но остальные россияне будут. В натуральном виде, в виде колбасы и других мясных изделий. Речь идет о здоровье нации», - отметил Лисовский. Оно и так оставляет желать лучшего, так зачем наносить еще один удар, добавил он.
«Свое слово должно сказать государство. Нужно занять пророссийскую позицию. Российский производитель важнее, чем ВТО. Деньги, которые пойдут на закупку американских окорочков, нужны нашим, российским производителям. Нужны дотации, нужно понижать импортные квоты, чтобы развивался отечественный производитель. Пока что мы покупаем дотируемое американское мясо. То есть американскому производителю платят дважды - их правительство и наш потребитель. Наш производитель платит за себя сам. Такой вот искусственный парадокс», - считает Лисовский. «Но мы выстоим, поскольку иного пути нет. Вернее, он есть, но пока этот путь забит встречными эшелонами американской курятины», - заключил Лисовский.
| |