|
Нижегородка Ирина Новичкова с детства знала, что дед служил священником в селе Валки Лысковского района. А вот о том, что расстрелянного пресвитера Алексея Молчанова в 2000 году канонизировали, родные узнали совсем недавно.
В ранге святого
- Мамина двоюродная сестра поехала в очередной раз в церковь в Валки, - рассказывает Ирина. - И была очень удивлена, когда увидела там икону с ликом своего дяди. Как только она рассказала нам об иконе, мы с мамой и моими детьми поехали туда. Заходим и видим - справа у входа, где скапливается основное количество прихожан, висит икона довольно внушительных размеров. А на ней - дед!
Как сказал отец Сергей, который служит сейчас при храме в Валках, икону с ликом деда им подарила художница из православной мастерской, что находится на Бору.
Ирина загорелась идеей поставить икону с ликом деда у себя дома и узнать историю жизни и смерти новомученика Алексея Молчанова.
Роковая двуколка
В июне 1937 года на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района. Их обвинили в поджогах домов, принадлежавших колхозникам. У следователя не было никаких доказательств их вины. Несмотря на пытки, арестованные стойко сопротивлялись оговору. 21 человек был приговорён к расстрелу и расстрелян. Именно по этому делу был арестован священник села Валки Лысковского района Алексей Андреевич Молчанов, не подписавший лжесвидетельства.
- Мама мне мало рассказывала о своём отце, - продолжает Ирина Новичкова. - Может быть, потому, что в последний раз она его видела, будучи восьмилетней.
Единственное, что она хорошо запомнила, - прощание с отцом, когда за ним пришли. Деда вывела на крылечко моя бабушка. У него очень болела спина, и он облокачивался на подушку, которую придерживала сзади жена. Со стороны казалось, что она просто выносила на руках немощного человека. Потом дети долго смотрели вслед уезжающей двуколке. С тех пор они больше не видели отца.
Тогда, в сентябре 1937 года, пресвитеру Алексею Молчанову было 59 лет.
Бабушка Ирины после ареста деда отправилась в Горький - в тюрьму. Но там ей сказали, что Алексея Молчанова у них нет.
Где был расстрелян дедушка, внучка так и не смогла узнать. Но некоторые трагические обстоятельства всё же стали известны.
- Сотрудница Нижегородской епархии, которая занимается епархиальной летописью, рассказала мне, что осенью 1937 года священников посадили на баржу, а потом судно спустили вниз по Волге в сторону Васильсурска, - взволнованно говорит Ирина. - По воспоминаниям торговцев, стоявших за своими прилавками на пристани, когда эта баржа проплывала мимо, птицы собирали с прилавков продукты и несли на баржу...
Два старших сына сразу после ареста отца уехали в Среднюю Азию, и связь с ними давно потеряна. А бабушка Ирины осталась с младшими дочерьми в Валках.
Бог в душе
Дочки расстрелянного священника выросли, перебралась в Горький и увезли мать к себе. Мама Ирины, Августа, работала стоматологом.
Ирина так и не смогла получить ответ, почему их с братом ни бабушка, ни мама в Валки никогда не возили.
- Может, потому, что просто некуда было приезжать - своего жилья у деда не было, - рассуждает внучка канонизированного священника. - Сначала они жили в доме при церкви, потом снимали избу в деревне.
Ирина рассказывает, что в семье особо не принято было обсуждать своё происхождение. Хотя и родные братья Алексея Молчанова также были священнослужителями - один в Костромской области, другой - в Ивановской. Тем не менее в церковь Ирину с братом мама водила часто, несмотря на атеистические советские времена.
- Как правило, обычные люди с трепетом относятся к церковным праздникам, требуется определённый настрой, - рассуждает наша героиня. - А для мамы и её старшей сестры Прасковьи это обычная жизнь. У них не было суеверий - эту икону не трогать, пыль не протирать, вербу после Вербного воскресенья выкидывать нельзя. Зато моя тётя, например, знала все иконы в нижегородских церквях, ходила в православные праздники в определённую нижегородскую церковь. Когда деда арестовали, ей было 14 лет, так что выросла она на православных обычаях и хорошо разбиралась в церковных обрядах.
Постоим перед образом
Икону с ликом деда Ирина получила. Её написали с фотографии деда нижегородские православные художники, сотрудничающие с епархией. Освящать лик Ирина поехала в Валки, к батюшке Сергею.
Сейчас перед иконой новомученика Алексея Молчанова частенько стоит младший сын Ирины, восьмиклассник Георгий.
- Я очень рада, что он через прадеда приходит к церкви, - улыбается Ирина. - Подросткам вера очень нужна.
У самой Ирины, по её словам, после появления в доме иконы возникло много проблем и трудностей. Но внучка священника уверена, что с ними она справится.
Вспомним поимённо
Наряду с Алексеем Молчановым в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе к лику святых были причислены следующие нижегородские священнослужители: - священномученик пресвитер Михаил Гусев, - священномученик пресвитер Александр Курмышский, - священномученик пресвитер Александр Крылов, - священномученик пресвитер Александр Ильинский, - священномученик пресвитер Михаил Адамантый, - священномученик диакон Вениамин Владимирский, - священномученик диакон Иоанн Мошков, - мученица Елизавета Сидорова, - священномученик пресвитер Николай Троицкий, - священномученик пресвитер Павел Борисоглебский, - священномученик пресвитер Павлин Старополев, - мученик Александр Беляков, - мученик Николай Филиппов.
| |