|
Заместитель председателя правительства Новосибирской области - министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов рассказал о съезде Всероссийского педагогического собрания, в котором принимал участие.
- Съезд стал площадкой для обсуждения актуальных проблем реализации реформы образования. Основные задачи и перспективы развития отечественного образования нашли отражение в выступлении Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина.
Один из главных его тезисов был посвящен необходимости проведения масштабной модернизации российской школы, включающей как обновление всей школьной системы страны, создание комфортных, современных условий для обучения детей, так и повышение социального статуса учителя. Ранее, на заседании правительства РФ в апреле, премьер предложил из федерального бюджета направить средства на укрепление инфраструктуры образования в регионах, чтобы высвобождаемые финансовые ресурсы на местах можно было направить на увеличение фондов оплаты труда учителей. На эти цели в ближайшие три года во все регионы страны поступит из федерального бюджета на условиях софинансирования 120 млрд рублей: в текущем году - 20 млрд рублей, в следующем году - 60 млрд. рублей, в 2013 году - 40 млрд. рублей.
Благодаря такой финансовой поддержке с 1 сентября 2011 года фонд учительской зарплаты планируется увеличить на 30%, по сравнению с уровнем первого квартала текущего года. При этом поставлена конкретная задача - средняя заработная плата педагогов должна приблизиться к показателю средней зарплаты по экономике, эти показатели для каждого субъекта - свои. Подчеркну, повышение зарплаты касается именно учителей, а не административных работников.
Эти меры совпадают с изменением правового статуса и принципов финансирования школ, которые отражены в известном 83-м Федеральном законе. Напомню, с 1 января следующего года вводится новый статус бюджетных учреждений, которым предоставляется большая самостоятельность в финансовых вопросах. Однако здесь стоит сделать акцент на том, и общество в этом должно быть уверено, что все эти изменения проводятся не в целях перекладывания финансовой нагрузки на чьи-то плечи.
Особое внимание В.В. Путин обратил на то, что государство не намерено отказываться от бесплатного общего образования. Оно является одним из базовых положений нашей Конституции и будет сохранено. Более того, государство готово увеличивать финансовые ресурсы на содержание и развитие школ. Расширение же возможностей и полномочий бюджетных учреждений, а тем более, получивших статус автономных, предполагает повышение ответственности их руководителей, педагогических коллективов. На съезде неоднократно подчеркивалось, что все эти меры направлены на качественное изменение работы образовательных учреждений, чтобы не только в школе стало лучше, но и качество образования изменилось - оно должно стать инновационным и отвечать требованиям времени.
В современной школе должны приветствоваться новые идеи, которые появляются в мире. Носителем же этих идей должен стать учитель - молодой, энергичный, целеустремленный. К сожалению, сегодняшняя ситуация такова, что количество пенсионеров в наших школах продолжает расти, в то время, как молодежь в школы идет неохотно. В связи с этим на съезде особое значение придавалось решению кадровой проблемы в школе.
Несомненно, принимаемые государством меры должны способствовать привлечению в образовательные учреждения молодых учителей. Однако только одними деньгами полного обновления в сфере образования не достичь. Эта проблема требует комплексного подхода, включающего понимание жизненных перспектив современного школьного учителя. Нужно сделать так, чтобы наши учителя поверили в себя, в нужность своей профессии, своего предназначения. Чтобы они могли просчитать траекторию своего профессионального роста. Это напрямую связано с результатами их работы - подготовкой думающих, уверенных в себе, инициативных молодых людей - будущего потенциала нашей страны.
Однако успешных людей в процессе обучения и воспитания могут сформировать только успешные учителя. Чтобы этого добиться, необходимо разумное сочетание высококвалифицированного опыта старейших педагогов, которые могут поделиться своим мастерством, став для начинающих учителей наставниками, и, в то же время, создать условия для самореализации молодых учителей - только они смогут дать новый импульс всей образовательной системе.
Для современной школы недостаточно, чтобы учитель был только хорошим предметником - знал свой базовый предмет. Сегодня он еще должен быть и хорошим психологом, и методистом, владеющим современными технологиями, и креативно мыслящим человеком, которого интересно слушать, с которым хочется общаться, делиться своими мыслями. Вот почему ставка делается на молодых - им доверено будущее нашей страны, которое будут строить их сегодняшние ученики.
В целях достижения желаемого результата В.В.Путин поручил Всероссийскому педагогическому собранию, которое является одной из массовых организаций в сфере образования, объединяющей учителей и родительские комитеты, представить предложения по разработке максимально эффективных мер модернизации отечественной системы образования. Мы, в свою очередь, приглашаем к такому диалогу профессиональное сообщество учителей нашего региона. Свои предложения просим направлять в министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Контакты можно найти на сайте министерства.
| |