|
Повсеместное развитие авиации совершенно не остудило человеческой страсти к построению летательных аппаратов. Только в этом году энтузиасты по всему миру совершили целый ряд впечатляющих достижений.
Швейцарский пилот провел тестовый полет самолета, движущегося на солнечной энергии, а на другом краю света, в Новой Зеландии, в конце года поступает в продажу летающий костюм. Наконец, в следующем году в США будет исполнена, кажется, еще одна мечта человечества - летающий автомобиль. Точнее, ездящий самолет.
Аппарат под названием Terrafugia Transition называется летающим автомобилем, но автомобилем его назвать сложно. Он сплющен с боков, как пристало летательному средству, и весит в снаряженном виде меньше 700 кг. Генеральный директор компании-конструктора Карл Дитрих, признался, что при сильном ветре ездить на нем по дороге будет трудно. Таких «неездовых» дней, по подсчетам выпускника MIT, в среднестатистическом американском году набирается семь штук.
Transition сможет пролететь на одной заправке до 720 километров со скоростью 185 км/ч, взлетая из любого небольшого аэропорта, и ездить по более или менее любой дороге. Успешные летные испытания прошли в июне, а только что Федеральное авиационное агентство (FAA) выдало одобрение на самолет. Более того, FAA сделало исключение и поместило Transition, несмотря на 40-килограммовый перевес, в категорию легких спортивных самолетов, так что управлять им смогут любители с 20 часами летного стажа. Стоимость машины предварительно оценивается в $194 000. Производители обещают выпустить аппарат в продажу уже в следующем году и хвастаются сотнями предварительных заказов. Если планам суждено исполниться, Transition будет первым летающим автомобилем, существующим не только в виде прототипа.
Впрочем, Transition вряд ли позволит своему владельцу взлетать прямо с шоссе, как делал автомобиль Фантомаса. Тем более что для управления аппаратом понадобится летная лицензия.
Аппарат представляет собой двухместный самолетик со складными крыльями, влезающий в стандартный гараж. В отличие от обычных небольших самолетов, Transition летает на автомобильном топливе, причем расходует его около 8 литров на 100 км - меньше, чем многие машины. Но экономия на топливе станет существенным конкурентным преимуществом только в том случае, если цены на керосин взлетят до небес, потому что совсем не очевидно, что сама по себе покупка летающего автомобиля каким-то образом себя окупит. За $200 000 можно купить и машину, и небольшой самолет - например, слегка подержанную Cessna 172. При этом и на дороге не придется ждать попутного ветра, и в воздухе можно перемещаться быстрее и на большие расстояния. Cessna покрывает на одной заправке больше тысячи километров.
Единственное очевидное преимущество Transition по сравнению с конкурентами состоит в подвижности. Можно доехать из дома до любого аэропорта, перелететь в другой город и снова ехать по дороге, не нанимая автомобиль. Но в качестве автомобиля аппарат совсем не впечатляет - он будет двухместным, довольно медленным и не вполне устойчивым. Найдет ли смелый стартап из Массачусетского технологического института достаточно покупателей, неясно.
Ни одному предшественнику Terrafugia не удалось наладить выпуск летающих автомобилей, но, справедливости ради, они терпели неудачи на еще более ранних стадиях. Проект Transition выглядит убедительно хотя бы с точки зрения физики, - остается узнать, удастся ли ему не нарушить законов экономики.
| |