|
В Росстате определили уровень продолжительности жизни в различных регионах России. Оказалось, что он не соответствует качеству жизни на этих территориях. Да и, по мнению специалистов ведомства, идеального места жительства в стране нет. Что влияет на качество нашей жизни?
Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами «Вестей ФМ» в программе «Утро с Анатолием Кузичевым».
Кузичев: Росстат определил продолжительность жизни россиян в среднем. Но не просто продолжительность жизни, Росстат пытался определить разного рода зависимости и на всякие неожиданные выводы выходил. Например, насколько соответствует продолжительность жизни качеству и содержанию жизни в регионах. Оказалось, что не соответствует категорически. Например, самый высокий показатель по долгожителям принадлежит неспокойной, по общим признаниям, Ингушетии. Более того, там еще самая высокая безработица. То есть все, казалось бы, против людей, но самый большой процент долгожителей, и вообще, продолжительность жизни соответственно средняя именно там. На втором месте - Дагестан, там продолжительность жизни составляет чуть больше 74 лет. На третьем, как ни странно, опять же при московском образе жизни, при экологии московской, при всех наших страшных проблемах, на третьем месте оказалась Москва, чуть-чуть меньше 74 лет живут в Москве. Демографы уловили еще одну удивительную закономерность в нашей стране, назвали они ее так «Северо-Восточный градиент смертности». И означает этот термин, что чем дальше на север и на восток, если вы посмотрите по карте, тем меньше продолжительность жизни, и, наоборот, чем дальше на запад и на юг, тем жизнь длиннее. Вот такой вот градиент смертности. Извините, что об этом говорим в это доброе прекрасное пятничное утро. Но вы знаете, хочется все-таки с вами поговорить о том, что влияет на нашу жизнь, что делает ее продолжительнее или наоборот короче. Про веселье не говорим, только про объективные показатели. И мы решили для начала поговорить с Сергеем Алексеевичем Васильевым, экспертом комитета по экологии Российского союза промышленников и предпринимателей. Сергей Алексеевич, доброе утро.
Васильев: Доброе утро!
Кузичев: Скажите, пожалуйста, какая ситуация, если говорить в терминах эколога, в Москве?
Васильев: Я начал эту работу, в том числе и в Москве, где-то в конце 80-х годов. Откровенно скажу, ситуация принципиально улучшилась, конечно.
Кузичев: По сравнению с концом 80-х?
Васильев: Да.
Кузичев: Удивительно. То есть машин стало в разы больше, чудовищное количество. Мы все задыхаемся, кричим и так далее, а ситуация радикально на этом фоне улучшилась?
Васильев: Да, совершенно верно. Машин действительно было в то время около 900 тысяч, сейчас - миллионы, но это другое качество машин. И это, видимо, тоже сказывается. Электростанции, которых у нас больше 50 в общей сложности с маленькими и большими, я твердо вам говорю, они уменьшили почти в два раза выбросы.
Кузичев: Друзья, итак, на фоне опроса Росстата по поводу продолжительности жизни в различных регионах страны, первую тройку вы слышали - Ингушетия, Дагестан, Москва. Самая плохая ситуация, по-моему, в Якутии.
Шаулина: В Тыве. Там и безработица чудовищная, мужчины живут всего лишь 54 года.
Кузичев: Да. Причем о женщинах там вообще нет данных. Это тоже удивительно и странно. Какая-то черная дыра на теле нашей Родины именно в демографическом смысле. Мы с вами пытаемся таким образом понять, что делать. И вот еще один специалист, чья работа связана с продолжительностью или, по крайней мере, с качеством жизни. Это врач-диетолог Елена Соломатина. Елена, здравствуйте.
Соломатина: Доброе утро!
Кузичев: Смотрите, тут неожиданным образом выяснилось, что Москва по продолжительности жизни у нас третья в стране. Получается, что пристрастие москвичей к фастфуду, к неправильному образу жизни как-то на продолжительность жизни и не влияет? Или Вы замечаете, что москвичи, например, стали ответственнее относиться к своему питанию? И вообще, давайте поговорим с Вами о диетах в географическом контексте. Есть ли смысл продумать региональные диеты?
Соломатина: Хорошо. Наверное, на первый вопрос вы уже почти сами и ответили. Дело в том, что дело, конечно, не в фастфудах, но в культурном уровне москвичей, все-таки людей с высшим образованием больше. И сейчас эти люди начали задумываться над тем, что они едят и что едят их дети. И даже невзирая на то, что в регионах, казалось бы, у многих ближе натуральное хозяйство, но далеко не все люди, во-первых, думают о том, что они едят, во-вторых, то, что привозят на полки магазинов в регионах, насколько я видела и изучала, в основном, конечно, хранится очень долго. И в силу не очень высокого материального уровня покупателей, конечно же, и подешевле в том числе. Поэтому если говорить о широте выбора, все-таки, конечно, в Москве выбор продуктов значительно выше, нежели в регионах. И если говорить о продолжительности жизни и о заболеваемости, то это тоже разные вещи.
Кузичев: Вообще, мы начали про продолжительность жизни. Вы же наверняка своим клиентам говорите, что мол, дружище, надо, конечно, внимательно относится к питанию, потому что, благодаря питанию ты будешь «дольше жить, но и лучше заодно».
Соломатина: И качественно. Главное - качественно жить.
| |