|
Этот спектакль в афише театра «У Никитских ворот» мог и не появиться, если бы не увлечение худрука Марка Розовского современной литературой.
- Вот эту книжку я купил, прочитал ее, и она меня удивила и увлекла. И я сразу же засел. Без всякого спроса, без согласования с автором я написал пьесу, инсценировку.
Когда встреча все-таки состоялась, Владимир Сорокин не только дал разрешение на постановку «Метели» - предоставил режиссеру карт-бланш. Свободой действий Марк Григорьевич воспользовался. У Сорокина эпиграф из Блока, у Розовского стихи Блока звучат на протяжении всего спектакля.
Доктор Гарин спешит к больным. Едет делать вакцинацию против опасного вируса. Возница-крестьянин - бьется за каждый метр дороги. Метель, которая то отступает, то вновь усиливается - не иначе, как метафора русского хаоса. Так сразу и не поймешь, что действие происходит в современной России. Она, по сравнению с веком XIX, кажется, совсем не изменилась. Да и вопросы все те же.
- Кто мы? Откуда и куда идем?
Все так же пьют. И все так же плывут по течению жизни.
- Неужели ты ничего не хочешь поменять в жизни, Козьма? - Нет, ничего. - А вообще? Вообще в жизни? - Как это, вообще?
«О России, какая она есть, какая была, какой будет. Мы же русские люди, поэтому все о ней. Во всех ее минусах, плюсах, с ее идиотизмом, с ее любовью, широтой, красотой. Все здесь», - объясняет замысел спектакля актер театра «У Никитский ворот» Сергей Ставский.
Читать Сорокина нелегко, ставить - ещё сложнее. Но Розовский, похоже, с этой задачей справился. Правда, его «Метель», театральная, все-таки отличается от «Метели» литературной. У Розовского есть надежда.
«Мне кажется, спектакль по духу отличается от самой повести Сорокина. По ощущению безысходности. Мне кажется, она в спектакле хоть и присутствует, но не в трагическом варианте», - считает актриса Наталья Троицкая.
«Метель» - это не просто классические вопросы русского интеллигента. В этой повести - весь Сорокин-провокатор. А в постановке - Розовский-экспериментатор.
| |