|
Жара накалила отношения между ретейлерами и поставщикам продуктов питания. Одна из крупнейших в стране сетей «Седьмой континент» прекращает работу с производителями молочных продуктов Danone и «Юнимилк». В конфликте разбирался обозреватель «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.
Ретейлер обвиняет молочников в необоснованном завышении цен - от 10% до 31%, а также в использовании аномальных погодных условий только в качестве предлога. «Седьмой континент» считает проблему общерыночной и требующей вмешательства, в том числе со стороны Федеральной антимонопольной службы . Аналитик «ТКБ Капитал» Наталья Колупаева отмечает, что рынок в состоянии сам наказать тех, кто необоснованно повышает цены.
«Молочная продукция имеет достаточно значимую чувствительность по цене. Если продукция конкурентов будет ниже, чем продукция конкретного производителя, то резко упадут объёмы продаж. По нашим оценкам, доля сырья в себестоимости, в частности, у "Вимм-Билль-Данна" - порядка 50%. То есть рост цен на сырое молоко не будет однозначно транслироваться в рост отпускной цены. К тому же крупные производители имеют возможность компенсировать повышение себестоимости за счёт оптимизации прочих издержек. Если цены действительно повышаются необоснованно, то есть сверх роста издержек, то в принципе рынок сам накажет таких производителей, на мой взгляд. Поскольку другие производители, которые проводят более сдержанную ценовую политику, просто смогут в этих условиях укрепить свою позицию, увеличить долю рынка», - отмечает Колупаева.
Производители, которые, кстати, сейчас объединяют бизнес и могут занять треть российского рынка молочных продуктов, в свою очередь отмечают, что сейчас существует дефицит сырья и риск его удорожания. А повышение цен для «Седьмого континента» составило 10-15% по всему ассортиментному ряду, настаивают в «Юнимилке». 30-процентный рост произошёл лишь по одному из наименований, по которому закончилась временная акция, заверили в компании.
В Молочном союзе России говорят, что с октября прошлого года в среднем сырое молоко подорожало почти на треть. При этом розничные цены на молочную продукцию практически не менялись. Неопределённости привносит и рост цен на корма, которые прибавили примерно 25%. Впрочем, не все крупные игроки рынка сейчас намерены реагировать резким повышением цен, отмечает аналитик инвестиционной компании «Грандис Капитал» Ирина Прокопьева.
«Те производители, которые будут вести более сдержанную ценовую политику, по нашему мнению, имеют шансы нарастить долю рынка. Например, представители компании "Вимм-Билль-Данн" заявили, что не намерены существенно повышать цены на продукцию», - поясняет Прокопьева.
Что же касается более мелких игроков, то многим из них не позавидуешь - именно крупные компании способны более гибко реагировать на изменения конъюнктуры, отмечает Ирина Прокопьева.
«Они имеют меньшую способность контролировать издержки, поэтому они могут существенно пострадать из-за того, что их рентабельность упадёт, если они не будут повышать цены. Но это очень зависит от региона, потому что есть регионы, где цены на сырьё выросли не так значительно. Поэтому там более мелкие игроки могут выиграть», - утверждает Прокопьева.
Спрос со стороны потребителей молочной продукции вырос за первое полугодие более чем на 10%. Сохранится ли подобный темп, который эксперты называют беспрецедентным, зависит сейчас от самих производителей - а именно от того, готовы ли они уменьшать свою маржу и оптимизировать издержки. В ситуацию может вмешаться и государство, но такой вариант эксперты называют нежелательным.
| |