|
На этой неделе на российские экраны вышёл один из главных фильмов года. «Древо жизни» - пятая картина великого американского режиссера Терренса Малика, только что получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Подробнее о фильме расскажет Антон Долин в рубрике «Кино» на радио «Вести ФМ».
«Древо жизни» на сегодняшний день трудно не признать главным фильмом года. Во-первых, оно получило «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах - основную награду самого авторитетного фестиваля мира, да еще из рук президента жюри Роберта де Ниро. Во-вторых, перед нами новое, всего-то пятое, произведение одного из самых легендарных режиссеров мира, американца Терренса Малика. 67-летний постановщик иногда не снимает по двадцать лет, он никогда не давал интервью, у него мечтают сниматься все голливудские звезды, а он их довольно безжалостно отсеивает. Он работает над каждым фильмом лет по пять, не меньше, а продюсеры на этих проектах разоряются, сходят с ума и уходят на пенсию. В-третьих, и это очевидно даже тем, кто ничего не слышал ни о Каннах, ни о Малике, в главных ролях здесь - Брэд Питт и Шон Пенн, бюджет фильма немаленький, визуальные эффекты - впечатляющие. Таким образом, «Древо жизни» - первая каннская «Золотая пальма», выходящая в России не на десяти или пятнадцати, а аж на трехстах экранах.
«Древо жизни» сочетает несочетаемое. С одной стороны, это немыслимый визуальный аттракцион, который структурно весьма непрост, но далек от интеллектуальности, и может быть так или иначе понят даже ребенком. С другой стороны, это итог сложнейших изысканий режиссера, поэта и философа, эрудита и оригинала, который когда-то писал диссертацию по Хайдеггеру и Витгенштейну, которую не защитил только из-за принципиальных расхождений с научным руководителем.
С одной стороны, это локальная семейная драма: архитектор средних лет, на роль которого и взяли Шона Пенна, вспоминает о детстве, о своих двух младших братьях, о добросердечной всепрощающей матери и властном отце (эту роль исполнил Брэд Питт). Один из братьев героя-рассказчика потом умер 19 лет от роду, семья покинула райское пристанище - Техас 1950-х, где действие и разворачивается. Там же, кстати, прошло детство самого Терренса Малика. С другой стороны, перед нами масштабная эпопея рождения планеты Земля и ее будущей гибели: лава и мировой океан, доисторические рыбы и динозавры, катаклизмы и космические катастрофы проходят перед взглядом пораженного зрителя и сопровождаются не познавательной информацией из энциклопедий, как это принято на канале Discovery, а внутренними монологами персонажей и симфонической музыкой.
«Древо жизни» вряд ли можно отнести к какому-то жанру, но если уж этим заниматься, то единственное определение, приходящее на ум, - кинематографическая симфония. Количество использованных средств-инструментов, воля режиссера-композитора и его верная дирижерская палочка - оператор-виртуоз Эммануэль Любецки, чья камера не останавливается ни на минуту в своем исследовании человеческой природы и мира, окружающего нас, - наконец, контрапункт изображения и закадрового текста свидетельствуют о том, что Терренс Малик, несмотря на виртуозное умение выстроить мизансцену или работать с актерами, вышел за рамки кинематографа. За это его порицали одни и восхваляли другие. За это он получил свой приз в Каннах. Заслуженно.
| |