|
Участники поискового отряда работают уже сутки, осторожно, слой за слоем, снимая почву и глину. Мокрый грунт поддается тяжело.
В руках исследователя Сергея Гусарова - точная уменьшенная копия истребителя «Як-9Т», который через 60 с лишним лет стал объектом раскопок. Для своей эпохи это был современный боевой самолет. С 1943-го года «Як», пройдя срочную модернизацию, стал грозой не только воздушных целей, но и наземной немецкой техники.
«Ну что откопано?.. Пушка пока еще там лежит... Одна лопасть и двигатель - разбитый...» - рассказывает Сергей Гусаров, специалист отряда «Авиапоиск».
Это место энтузиастам-поисковикам показали старожилы, рассказав, что в послевоенные годы здесь упал самолет. Позже части фюзеляжа, двигателя и винта селяне нередко находили во время полевых работ.
Специалисты говорят, что после окончания Великой Отечественной в приморье были сформированы летные части авиации Тихоокеанского флота. Здесь проходили тренировочные полеты и даже учебные воздушные бои. Во время одного из таких боев, по непонятной пока причине, два истребителя «Як-9Т» столкнулись и рухнули на землю.
«Произошло столкновение во время учебного воздушного боя, летчики вроде бы выпрыгнули, то есть пока мы информацией о гибели летчиков или об их спасении не располагаем. Вот только копаем сам самолет», - говорит Ярослав Ливанский, командир отряда «Авиапоиск».
Из воронки глубиной почти три метра исследователи извлекают все новые и новые обломки самолета. Сначала на поверхность подняли стрелковое оружие, остатки боезапаса истребителя: снаряды и патроны; мелкие детали обшивки и кабины.
Самым сложным оказалось извлечь остатки двигателя и винта весом в несколько сотен килограммов. А этот орудийный ствол, чудом сохранившийся до наших дней, едва не стал когда-то добычей охотников за металлом. 32-миллиметровая штатная пушка в годы Второй мировой была грозным оружием против вражеской техники.
«У нее небольшой был боезапас, всего 32 снаряда. Но если попадание было по истребителю противника, то попадание было фатальным. поэтому в лобовые атаки на "Як-9Т" противник не решался идти», - объясняет другой участник поискового отряда, Сергей Балкин.
Примерно в двух километрах от места раскопа лежат обломки еще одного истребителя. В ближайшее время будут искать и его. И далее предстоит еще длительная работа с военными архивами. Нужно установить личности пилотов и их судьбу, дату происшествия и другие подробности катастрофы.
Обычно такие тяжелые части самолета, как двигатели, вынести из глухой тайги практически невозможно, но сегодня энтузиастам повезло: самолет был найден на открытой местности, и сейчас уже можно с уверенностью говорить, что без исключения все фрагменты истребителя «Як-9Т» будут в скором времени отсюда вывезены.
А в планах активистов поискового отряда - создание собственного «дальневосточного» музея военно-воздушных сил.
| |