|
Депутаты Палаты представителей планируют принять законопроект об обращениях граждан и юридических лиц во втором чтении на очередном заседании весенней сессии, которое намечено провести 24 июня. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил депутат Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ Евгений Мельников.
В настоящее время проект закона окончательно доработан и согласован со всеми заинтересованными. В итоговом варианте документа сохранено требование о том, чтобы госчиновники в обязательном порядке рассматривали электронные обращения. «Законопроект предусматривает, что электронные обращения на официальные сайты государственных организаций подлежат обязательному рассмотрению в те же сроки и в том же порядке, как и письменные обращения», - пояснил Евгений Мельников. Направлять их следует на адрес электронной почты госорганизации или размещать в специальной рубрике официального сайта. Требования к оформлению электронных обращений такие же, как к письменным: они должны содержать наименование адресата или должностного лица, а также фамилию и адрес места жительства, работы или учебы заявителя. Помимо этого, желательно указать обратный электронный адрес. Хотя не факт, что ответ придет в электронном виде. Согласно законопроекту руководитель организации, куда направлено электронное обращение, может принять решение о предоставлении письменного ответа. Если электронные письма поступают на сайты иных организаций, в том числе коммерческих, то решение о необходимости давать на них ответ или проигнорировать будет принимать руководитель организации. Новый законопроект также вводит ответственность заявителей и должностных лиц. Так, ст.27 предусматривает ответственность заявителя за нарушение законодательства при подаче на рассмотрение обращения. То есть в случае, если обращение содержит клевету или оскорбление, заявитель будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст.26 должностные лица, индивидуальные предприниматели и их сотрудники будут нести ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений. К слову, на законодательном уровне их обязали «не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к заявителям», принимать меры для всестороннего и объективного рассмотрения обращений. Важным и ожидаемым для граждан и юрлиц стал запрет на направление жалобы в организации, действие или бездействие которых обжалуются. Например, Минжилкомхоз не сможет перенаправить пришедшую жалобу на действия работников ЖЭСа руководству этого же ЖЭСа. Сейчас такие факты имеют место. В то же время расширяются полномочия организаций по оставлению жалоб без рассмотрения по существу, без ответа и по прекращению переписки. Ведь не секрет, что отдельные граждане злоупотребляют своими правами и становятся «профессиональными жалобщиками». Более того, за систематические, заведомо ложные и необоснованные обращения в одну и ту же организацию или к одному и тому же ИП заявитель может поплатиться рублем. Согласно законопроекту расходы, понесенные организацией или ИП в связи с рассмотрением подобных обращений, могут быть взысканы с заявителя в судебном порядке. Евгений Мельников проинформировал, что в законопроекте есть норма о праве должностных лиц вести аудио- и видеозапись во время личного приема граждан, если заявителя до начала приема уведомили о фиксации разговора. Законопроект устанавливает единые сроки ответов на все виды обращений - электронных, письменных, записей из книги жалоб и предложений. Они должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка - не позднее одного месяца. Если под заявлением подписались 30 и более человек, то рассмотрение указанных в обращении проблем будет обязательно проходить с выездом комиссии на место. Депутат уточнил, что законопроект, в случае его принятия парламентом и подписания Президентом, вступит в силу спустя 6 месяцев после его официального опубликования. «После вступления в силу этого документа людям станет проще обращаться в различные организации, в то же время он рассчитывает, что повысится эффективность рассмотрения жалоб, так как появится ответственность руководителей за своевременные и полные ответы на обращения», - надеется Евгений Мельников.
| |