|
Название выставки - строчка из Заболоцкого. «Охваченные счастьем бытия». Наверное, только под влиянием такой эмоции можно восхищаться красотой окружающего мира, окунать кисти в яркие краски, когда сын погиб на фронте, как у Роберта Фалька.
Когда ходить писать на пленэр физически тяжело, как было уже немолодому Александру Куприну. А глядя на такую солнечную «Весну в городе» Надежды Удальцовой, трудно поверить в то, что художница писала картину чуть ли не в самый драматический период жизни.
«Дело в том, что ее муж, с которым они думали в унисон, был посажен, расстрелян в 38-м году, но многие годы ей приходили с Лубянки письма, что он жив. И она мучилась, ждала. И вот это 47-й год, когда она еще не знает, что он умер. И она ждет. И она на грани психологического срыва», - рассказывает Любовь Кристи, директор Галереи Мамонтовых.
Павел Кузнецов, напротив, работая на натюрмортами, наслаждался размеренной жизнью на даче, в подмосковном поселке Кратово. «Бухарский натюрморт» хоть и написан в начале XX века, никогда не выставлялся. «Георгины» Ильи Машкова для современной публики тоже открытие. «Он показывался впервые на выставке "Бубновый валет" в 1914 году. Потом он был то ли подарен, то ли продан доктору, лечащему врачу Ильи Машкова Розенталю и находился в частной коллекции Розенталя, в его семье», - пояснила Александра Салиенко, куратор выставки.
Любопытно, что художники, чьи работы на выставке по соседству - Павел Кузнецов и Илья Машков, - входили в конкурирующие художественные объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет». А вот неожиданно даже для многих искусствоведов натюрморт Александра Лабаса.
«Для Лабаса жанр натюрморта не является основным, как для Ильи Машкова или Павла Кузнецова. Лабас очень редко обращается к натюрморту. Он известен как мастер пространственных пейзажей, связанных с мотивами авиации, скорости. А тут вдруг натюрморт. Цветы в темной вазе», - говорит - Александра Салиенко.
25 полотен, на которых оживает «мертвая природа», - именно так с французского переводится натюрморт. Хотя исключения все же случаются. Куклы Сергея Судейкина многие на выставке отмечали, как мертвые. Потом кто-то из зрителей предположил: они оживают только в руках кукловода.
| |