|
Театральный Центр имени Мейерхольда отмечает 20-летие. В гостях у радио «Вести ФМ» побывал известный режиссер, один из основателей центра, а также художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
В беседе с культурным обозревателем Григорием Заславским он рассказал об итогах двадцатилетней работы и о том, что ждет театр в будущем.
Заславский: В студии - Григорий Заславский. Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя. Это художественный руководитель Санкт-Петербургского Александринского академического театра и Московского центра Мейерхольда Валерий Фокин. Валерий Владимирович, здравствуйте. Центр Мейерхольда только что отметил двадцатилетие. Это, в общем, достаточно серьезная такая и дата, и событие, потому что, собственно говоря, рождение было еще, можно сказать, при советской власти. Но уже на излете, когда стало понятно, что такое вот, откуда-то сверху сыплющееся благосостояние, вот эти замечательные деньги, которые были у творческих мастерских, из недр которого центр Мейерхольда и появился, что это уже невозможно. А на что тогда вы рассчитывали, когда в 1991 году никто не ходил в театр? И вдруг какие-то эксперименты.
Фокин: Мы рассчитывали только на одно. Во-первых, нам надо было сделать, попробовать все-таки создать некую альтернативу государственному театру, репертуарному, и продемонстрировать, что есть несколько разных путей вообще на территории театра, что театр может быть разнообразным в плане своего движения. Второе - нам хотелось все-таки сохранить мастерские, о которых совершенно справедливо вспомнили, потому что это было интересно. Но они выдохлись вследствие того, что СТД уже не могло их финансировать.
Нам надо было найти такую форму, при которой мы имели бы возможность эксперимента, но при этом могли бы зарабатывать сами, то есть найти некий баланс, который бы кормил бы эксперимент, грубо говоря, то есть, независимость, хотя это вполне иллюзорное такое представление о независимости. Конечно, ее не может быть до конца. Но, тем не менее, все-таки быть независимыми в том плане, чтобы экономика содержала некоммерческое, немассовое искусство. Вот такая большая крупная задача. Но, тем не менее, мы понимали, что вот так ее надо реализовывать. Поэтому понимали, что впоследствии нам нужно будет иметь свое здание, нам надо будет иметь те площади, которые будут нас кормить хотя бы частично и так далее.
Идти под бюджет мы тогда категорически не хотели, потому что я был очень напуган историей в Ермоловском театре в плане железобетонной, советской системы, которую никак нельзя сдвинуть. И мы не хотели идеологически от них зависеть, никак не хотели.
| |