|
Бельгия отмечает необычную дату - ровно год без правительства. 13 июня 2010 года в стране прошли досрочные парламентские выборы. На севере победили националисты, Новый Фламандский Альянс, а на юге, во франкоязычной Валлонии, одержали верх социалисты.
С тех пор две противоборствующие партии никак не могут сформироватть кабинет министров. Впрочем, по данным соцопросов, рядовые бельгийцы - и на юге, и на севере - такому положению дел даже рады.
«Дайте Бельгии спокойно умереть», - кричат протестующие у Королевского дворца в Брюсселе, намекая на то, что вот уже год страна живет без правительства и откладывать очевидное нет смысла. В акции участвуют не больше 10 фламандскоязычных граждан, и их тут же разгоняет полиция: в официальный выходной в честь праздника Троицы жителям столицы не нужны беспокойства. К тому же далеко не все бельгийцы считают дни без федерального органа власти.
- Вы знаете, какая дата сегодня?
- Не знаю, пятидесятница?
- Я слышал по радио, год без правительства. Ну что же, праздновать тут точно нечего, грустная дата.
Если правительства в стране нет год, то согласия среди фламандских и валлонских политиков - гораздо дольше. С 2007 года в Брюсселе сменились четыре кабинета министров, прошлогодние выборы были досрочными, после очередного роспуска правительства. С их результатами было сложно смириться даже королю: он четверо суток размышлял, прежде чем признать победителем на севере страны Барта де Вевера и его партию Новый фламандский альянс, которая до победы открыто выступала за разделение Бельгии. Сейчас сепаратизма в повестке официально нет, но договориться с социалистами, победившими во франкоязычной части страны, Альянсу за 12 месяцев так и не удалось. В отдельных бельгийских городах сегодня даже объявили траур по правительству.
«Сегодня я приспустил флаг над ратушей. Так мы хотим показать свое недовольство ситуацией», - объясняет мэр города Мерхтем Эдди де Блок.
Станет ли это трауром по единой Бельгии, говорить пока рано: мировой рекорд продолжительности политического кризиса в Брюсселе давно побит, но на повседневной жизни бельгийцев это так и не сказалось.
За год без федерального правительства Бельгия не погрузилась в хаос и анархию. Есть фигура короля, которая объединяет всех бельгийцев, есть сильные региональные власти, есть даже старый кабинет министров, который формально исполняет свои функции до формирования нового. Но важные государственные реформы по-прежнему заморожены и уже мало кто верит, что фламандцам и валлонам удастся договориться до начала сезона отпусков. Это значит, что переговоры продолжатся только осенью. И начинать опять придется с нуля.
| |