|
Санкт-Петербург. 14 июня. FINMARKET.RU - Министерство энергетики РФ обещает сделать более прозрачным механизм поставки топлива независимым сбытовым компаниям и при этом усилить ответственность вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за надежное снабжение бензином небольших сетей АЗС.
Об этом глава ведомства Сергей Шматко заявил в понедельник журналистам. Именно отказ ряда крупнейших нефтекомпаний поставлять топливо независимым продавцам стал одной из причин бензинового кризиса, разразившегося этой весной, признал министр.
Сбои на рынке нефтепродуктов начались в середине апреля - первым бензин пропал на АЗС независимых сетей в Алтайском крае, затем дефицит топлива докатился еще до десятка регионов, спровоцировав резкий скачок цен. Независимые продавцы бензина обвинили в кризисе крупные ВИНК, которые отказались отгружать топливо частным операторам. На Алтае оптовые поставщики - «Роснефть» и «Газпром нефть», а кризис в крае проявился раньше, так как на местном рынке значительное число независимых АЗС.
Независимые операторы пострадали, в первую очередь, из-за отсутствия четкой системы поставок топлива, рассказал вчера С.Шматко. Чтобы решить эту проблему, Минэнерго предлагает усилить мониторинг за работой независимых АЗС и поставками топлива на них. «Мы понимаем и видим проблему, о которой говорят независимые АЗС, а именно, что механизм поставок топлива независимым сетям АЗС в должном количестве должен быть более прозрачным. Мы как раз по этому пути активно двигаемся, обсуждаем вопрос биржевой торговли нефтепродуктами. Ну и, по сути говоря, вопрос ответственности ВИНК за снабжение топливом в достаточном количестве независимых АЗС в отдельных регионах», - процитировал С.Шматко «Интерфакс». Что касается усиления контроля над независимыми АЗС, то об этом в разгар бензинового кризиса заявлял премьер Владимир Путин, потребовавший «выработать такие отношения, чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит».
Для решения проблемы дефицита топлива на внутреннем рынке ранее правительство повысило экспортные пошлины на бензин, а также на сырье для нефтепереработки. Отправлять бензин за рубеж оказалось выгоднее на 2-3 тыс. руб. на тонну, чем продавать внутри страны, экспорт бензина «увеличился на 67%», что стало «первой и основной причиной» кризиса, заявлял в конце апреля замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Накануне он сообщил журналистам, что после введения заградительных пошлин по итогам мая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок выросли на 26%.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) тем временем установила факт сговора НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и «Газпромнефть-Алтай» на рынке топлива. Дело против структур «Роснефти» и «Газпром нефти» в Алтайском крае было возбуждено весной после многочисленных обращений в региональное управление ФАС автовладельцев и Алтайского топливного союза, которые столкнулись с проблемой нехватки бензина на АЗС и у мелкооптовых поставщиков региона. «После изучения материалов дела комиссия пришла к выводу, что действия, выразившиеся в ограничении розничных продаж товара, пользующегося спросом, носят согласованный характер. Таким образом, комиссией УФАС было установлено нарушение антимонопольного законодательства», - сообщили в УФАС в конце минувшей недели. В 2009 году «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и «Газпромнефть-Алтай» уже были уличены в картельном сговоре, и после судебных разбирательств компании были вынуждены заплатить штрафы в размере 3,55 млн руб. 2,45 млн руб. соответственно.
В этом году ФАС возбудила десятки дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС. Глава ведомства Игорь Артемьев в апреле, обвинив нефтекомпании в картельном сговоре, предупреждал, что за это антимонопольным законодательством «предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной».
| |