|
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев заявил, что проект развития зоны БАМ-2 должен финансироваться из разных источников, в том числе и с привлечением частных инвестиций. Полпред не исключает возможности использования механизма концессии, сообщили РИАП «Хабаровск онлайн» в пресс-службе ведомства.
«Всех пугает та цифра, которую мы озвучили - 1,1 трлн. рублей, но это всего лишь экспертная оценка затрат на проект БАМ - 2. Пока рабочей группы по проекту нет, технического задания тоже нет, поэтому реальная стоимость может быть как меньше, так и больше. Но пока нет технико-экономического обоснования, проекта, говорить о какой-то определенной сумме нет возможности. Именно поэтому мы должны подготовить проектные документы. Это тоже будет стоить немалых денег, но очевидно, что как раз эти затраты должно взять на себя ОАО "РЖД". Уже после всех проектных процедур нужно выходить на какие-то этапы реализации, развития БАМ - 2.
Это не проект Хабаровского края и даже не Дальнего Востока, поскольку через порты идут российские грузы. Именно поэтому сегодня развернулась борьба за порт Ванино. Но если они узнают, что железная дорога не будет развиваться, то никто бороться не будет, потому что те объемы перевозок, которые существуют в 6 млн. тонн - это незначительные объемы. Сегодня проектная мощность составляет всего 12,8 млн. тонн, за счет модернизации, которую уже проводит железная дорога, с учетом ввода Кузнецовского тоннеля и внутренних ресурсов максимально можно будет перевезти не более 28 млн. тонн грузов. Но это все равно не позволит выполнить те задачи, которые стоят перед нами. В настоящее время идет разработка Эльгинского месторождения угля. Была заявка, что только "Мечел" повезет 30-35 млн. тонн угля, СУЭК повезет 20-25 млн. тонн. В Якутии добывается уголь, а это порядка 10 млн. тонн. Итого только угля набирается около 70 млн. тонн. А есть еще черные и цветные металлы, древесина, разрабатываются новые горнорудные месторождения - пойдут руды, контейнерные перевозки.
Институт железной дороги прогнозирует объемы перевозок в пределах 100-108 млн.тонн грузов в год. Поэтому модернизация железной дороги хотя бы до 50 млн. тонн в ближайшее время крайне необходима. Если не будет развития железной дороги, то она не сможет перевезти грузы в порты, а это не даст развития не просто Дальнему Востоку, а России, потому что внутри страны этот товар не будет полностью потребляться, это экспортный товар.
Затраты на проект БАМ - 2 большие, но сколько бюджет недополучит денег, если компании не будут развиваться, если не повезут свой товар на экспорт, издержки и потери будут значительно больше. Нужно строить вторую линию и переходить на электрическую тягу, надо говорить не просто о развитии БАМа, а о развитии зоны БАМа со всей сопутствующей инфраструктурой. Для Дальнего Востока - это мощное строительство, привлечение инвестиций, дальнейшее экономическое и социальное развитие.
Должно быть несколько источников финансирования проекта БАМ-2 - это и федеральные деньги, возможен займ ОАО "РЖД", например, через облигации, что-то войдет в тариф, но необходимо чтобы эта составляющая была не в дальневосточном тарифе, а по всей системе железных дорог. Не исключается вариант продажи какой-то части активов ОАО "РЖД", а возможно и использование механизма концессии и передачи в частные руки под развитие», - заявил Виктор Ишаев.
| |