|
Осужденный по второму приговору бизнесмен Михаил Ходорковский в интервью трем западным газетам высказал мнение о том, что в России могут повториться революционные события вроде тех, которые произошли в странах Северной Африки, если российское руководство не начнет реформы и не положит конец коррупции
По мнению Ходорковского, у властей осталось не так много времени на «спокойную либерализацию», прежде чем в начнутся волнения и население страны захочет «попробовать систему на зуб», в результате чего «никакие силовики не помогут удержать страну под контролем».
«Сегодня мы являемся свидетелями пробуждения демократии в странах, которые долгое время находились под властью авторитарных или диктаторских режимов. И это пробуждение осуществляется гражданским обществом, в контексте отсутствия свободы слова и выражения мнения, в странах, где представителям политической оппозиции затыкают рот или бросают их в тюрьму. Это вам ничего не напоминает?» - спросил Ходорковский, отвечая на вопросы журналистов французской Le Figaro, американской The Wall Street Journal и немецкой The Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Полную версию ответов на вопросы журналистов трех изданий публикует сайт пресс-центра Ходорковского.
«В России на повестке дня стоят те же фундаментальные проблемы, что и в регионе Северной Африки и Ближнего Востока: честные выборы, независимый суд, свободные СМИ, реальная борьба с коррупцией, - считает экс-глава компании ЮКОС. - Главная задача моей страны - не упустить историческое окно возможностей для спокойной либерализации, предоставления людям политических свобод, создания институтов демократического государства и гражданского общества».
«Во всяком случае, у страны осталось не так много времени, пока новое поколение не попробует систему на зуб. Это неизбежность. Если к тому времени не будет существовать действительно демократическая традиция разрешения вопроса о власти, никакие силовики не помогут удержать страну под контролем», - добавил Ходорковский.
Первый вопрос журналистов был посвящен Петербургскому экономическому форуму, который открывается в четверг. Журналистов интересует, что мешает притоку инвестиций в Россию.
«Три основных сдерживающих фактора очевидны: коррупция высока как никогда, явное отсутствие верховенства закона, и, в конечном итоге, появление значительного политического риска. Уровень коррупции составляет 25% ВВП», - отвечает Ходорковский.
Ходорковского спросили, опасается ли он возвращения в колонию.
«Ситуация такова, что моя линия поведения в тюрьме уже не несет новых угроз для моих друзей, семьи, коллег. За себя я не боюсь. А жизнь без цели - не жизнь, - ответил он. -Еще в детстве мне оказалась близка мысль: лучше ярко блеснуть и погаснуть, чем бессмысленно медленно тлеть. Так и живу».
«Теоретически, даже после этого второго приговора, я технически по закону уже имею право на УДО: на самом деле, я провел больше половины всего срока в тюрьме. Чтобы это произошло, нужна политическая воля», - продолжил экс-глава ЮКОСа. На уточняющий вопрос, является ли премьер-министр Владимир Путин главным препятствием для условно-досрочного освобождения (УДО), Ходорковский сказал: «Владимир Путин назначил меня своим личным врагом. Как видно, он разделяет мнение Сталина о роли судебной власти, которое не соответствует международным стандартам».
В мае в интервью немецкой газете Die Welt Ходорковский уже сравнивал Путина со Сталиным, говоря об из подходах к судебной системе.
После этого Ходорковскому снова задали вопрос об обвинениях в причастности к убийствам, прозвучавших из уст премьера Путина.
«После обвинений в том, что я украл всю нефть, добытую компанией ЮКОС, меня будет трудно чем-либо удивить», - ответил на это экс-глава ЮКОСа. Ходорковский снова ответил на вопросы, в чем разница между Путиным и президентом Дмитрием Медведевым.
«Я могу только сказать, что с тех пор, как Дмитрий Медведев стал президентом, ситуация с верховенством закона в России не улучшилась. К сожалению, я знаю это слишком хорошо. Пытался ли он? Я бы сказал, что да», - сказал он. Ходорковский уже в третьем интервью говорит о том, что не верит в то, что усилия Медведева приведут к переменам.
На вопрос, хочет ли Ходорковский, чтобы Медведев остался на второй срок, тот ответил так: «В действительности, вопрос должен стоять так: в случае, если Медведев будет избран на второй срок, сможет ли он провести реформы, к которым он безуспешно призывал все время после своего избрания? Сегодня на него нет ответа».
| |