|
В Москве названы лауреаты Государственной премии России за 2010 год. Среди награжденных - физики Михаил Иткис и Юрий Оганесян, их отметили за всемирно известные эксперименты по синтезу новых сверхтяжелых элементов. Подробнее об этих исследованиях лауреат премии, исполняющий обязанности директора Объединенного института ядерных исследований Михаил Иткис рассказал в интервью «России-24».
По его словам, ученые этой премии ждали, потому что в области ядерной физики за последние 10 лет они добились крупнейших достижений. Их успех велик не только по меркам российской науки, но мировой.
В прошлом году были завершены эксперименты по синтезу 117 элемента таблицы Менделеева. «Последний элемент, который существует в природе, это уран, у него атомный номер 92. Все остальные элементы получают искусственно - начиная с нептуния, вплоть до 118 элемента, который был недавно получен», - рассказал Михаил Иткис. Сначала элементы получали на реакторах - так делали, пока не дошли до элемента под номером 100. Более тяжелые элементы стали синтезировать при помощи специальных ускорителей.
Подобные опыты ученые пытались производить с шестидесятых годов прошлого века, но дальше элемента с номером 112 продвинуться не могли. Для этого пришлось создать современный ускоритель. С его помощью за 10 лет было получено 6 элементов, отметил Иткис.
Говорить о применении результатов этих исследований на практике сегодня не приходится, продолжил ученый. «Сегодня это вопрос происхождения элементов во вселенной. Никто не знает, как образовывались тяжелые и сверхтяжелые элементы. Сначала надо их получить, изучить их свойства», - сказал он. Применение этих элементов - дело далекого будущего.
Однако у исследований есть и побочный эффект. Ускорители уже используются для прикладных исследований, например, в медицине. Это, в частности, получение трековых мембран для плазмофореза крови, получение изотопов для диагностики. «Мы сейчас любим Интернет, а ведь Интернет был впервые применен в ЦЕРНе, чтобы обрабатывать большую массу данных. А теперь - это для всех. Это и есть побочный эффект фундаментальных исследований», - пояснил Михаил Иткис.
Он добавил, что исследования будут продолжаться. «Скорее всего, это будет элемент 119, хотя хотелось бы сразу перепрыгнуть на 120», - отметил он. В планах ученых - проект в 10-20 раз более мощного ускорителя, чем те, что уже имеются.
| |