|
В крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» назрел внутренний конфликт. На прошедшем 10 июня в Краснодаре годовом собрании акционеров миноритарии нападали на менеджмент концерна, жестко критикуя его за низкие дивиденды, плохое управление и невнимание к экологическим проблемам.
«Да я счастлив был бы жить в Туапсе рядом с НПЗ», - заявил акционерам президент компании Эдуард Худайнатов в ответ на критику со стороны активиста-миноритария Леонида Пронина, который обрушился на менеджмент с природоохранными упреками. Напомним, «Роснефть» строит в Туапсе огромное нефтеперерабатывающее предприятие. Как много раз с гордостью объявляли на собрании менеджеры компании, это «совершенно новый современный завод взамен старого».
Так-то оно так, но новый завод будет перерабатывать в три раза больше нефти по сравнению с прежним - 12 млн сырья в год. «И это в самом центре курортного города!» - возмущался акционер Пронин. Нефтепродукты с этого предприятия планируется вывозить на экспорт. Соответственно, «Роснефть» тянет нитку нового нефтепровода через горы к Туапсе, а также строит морской экспортный терминал - и все это на узком перешейке Черноморского побережья Кавказа, между пляжами и горами.
Пронину и многим другим миноритариям, как и жителям Черноморского побережья, очень не нравится идея строительства опасных объектов на территории Туапсе. Еще больше им не нравится намерение нефтяников добывать углеводородное сырье на шельфе самого Черного моря. «Особенно после той трагедии, которая случилась в прошлом году в Мексиканском заливе», - подчеркнул Пронин. Запасы только одного морского участка - Вала Шатского - составляют 4,6 млрд баррелей. Для геологоразведки этого месторождения «Роснефти» потребуется около $1 млрд долларов, а для разработки - до 1 трлн рублей. Чтобы привлечь инвестиции и технологии, компания несколько лет назад договорилась о совместной разведке и разработке Вала Шатского с американским нефтяным концерном Chevron. Однако партнеры не смогли договориться об условиях, и иностранная компания вышла из проекта. А ведь на Черном море есть еще запасы участка Тупсинский прогиб.
«Роснефть» неоднократно обещала, что все морские работы, которые запланированы в непосредственной близости от морских курортов, будут вестись с осторожностью и соблюдением самых высоких экологических стандартов. Но миноритарии в это не верят - в кулуарах собрания они бурно обсуждали планы добычи на Черном море. «Аварии обязательно будут, потому что все технологии морского бурения несовершенны - мы боимся повторения трагедии Мексиканского залива», - пытались они достучаться до руководства компании.
Акционеры также вспоминали, что в других регионах менеджмент «Роснефти» очень часто становится мишенью для ожесточенной критики экологов. Например, на Сахалине компания много раз декларировала намерения заботиться о судьбе редких и малочисленных серых китов. Но, тем не менее, проводила сейсморазведку как раз в то время, когда охраняемые животные рожают и выкармливают детенышей.
Пока «Роснефть» обещает не форсировать сроки начала добычи нефти на Черном море. Худайнатов заверил акционеров, что бурение разведочной скважины на шельфе перенесено с 2012 на 2017 год. Во многом это связано с тем, что у компании нет соответствующих технологий. Но ведь даже самые современные технологические решения по бурению шельфа, применяемые западными компаниями, несовершенны и могут привести к разливам нефти. Получается, что меч над самым курортным морем России уже занесен, и когда он опустится - всего лишь вопрос времени.
Сильно разочарованы миноритарии были и дивидендной политикой «Роснефти». За 2010 год им было предложено утвердить акционерные выплаты с доходностью всего 1,1% на акцию, или 2,76 рубля на одну бумагу. Менеджеры как мантру повторяли, что дивиденды компании растут каждый год на 20%, но это не помогло унять гнев миноритариев, которые настаивали на том, что крупнейшие мировые нефтяные концерны платят намного больше. «У нас есть претензии к качеству управления - мы считаем, что менеджмент работает недостаточно хорошо», - эта мысль в разных вариантах звучала почти в каждом выступлении.
Общее мнение выразил акционер Адольф Колесниченко, который, по его словам, проработал в различных нефтедобывающих регионах страны,а теперь живет на Кубани. «Роснефть» проводит собрания то в Москве, то в Санкт-Петербурге. А дивидендов, которые вы платите, не хватит даже, чтобы доехать до места проведения собрания. Я 40 лет проработал в нефтянке, моя пенсия - 9 тысяч рублей, а я подсчитал, что за все время работы в нефтянке мне должны $400 тысяч", - заявил он под аплодисменты зала. Колесниченко подчеркнул, что покупал акции «Роснефти» для того, чтобы в будущем иметь подспорье к пенсии, однако сейчас они приносят доход только «всяким жуликам, играющим на бирже». Досталось заодно и совету директоров компании - за то, что он не отстаивает интересы простых людей.
Кроме того, миноритарии никак не могли взять в толк, почему на фоне роста стоимости углеводородного сырья на мировых рынках капитализация крупнейшего российского добытчика растет очень медленно. «Мало того, что дивиденды маленькие, но мы даже акции продать не можем, чтобы заработать», - говорили они в кулуарах. Худайнатов в ответ пообещал: очень скоро миноритарии станут вдвое богаче, потому что компания планирует удвоить капитализацию и получить «дополнительную стоимость». «Когда же?» - интересовались собравшиеся? «Скоро..., в среднесрочной перспективе...», - расплывчато отвечали менеджеры.
И лишь на итоговой пресс-конференции на прямой вопрос журналиста прозвучал ответ: миноритариям (среди которых много пенсионеров) придется ждать 5 лет, пока стоимость их акций вырастет вдвое. Правда, утверждает Худайнатов, «Роснефть» сделает для этого все, что можно: купит сети АЗС в Европе, модернизирует свои НПЗ, улучшит качество топлива, перейдя на выпуск бензинов Евро-4 и Евро-5, а также запустив проекты по всему миру - например, в Африке и в Латинской Америке. «Да к нам в офис стоит очередь из крупнейших мировых компаний, которые хотят начать совместные с "Роснефтью" проекты. А стоит нам пробурить первую скважину в Арктике, и вы представляете, как вырастут наши акции», - обещал глава компании.
Но пока и с добычей в Латинской Америке, и со скважинами в Арктике большие проблемы. Опыт партнерства с крупными мировыми компаниями - BP и Chevron - оказался неудачным. Альянсы распались, так и не родившись. Но если бы даже соглашения о совместных проектах были подписаны, приступить к их реализации могли помешать претензии экологов. Мировые природоохранные организации - «Гринпис» и Фонд дикой природы - считают, что работа «Роснефти» в Арктике ведется с массой нарушений. И вполне возможно, что общественники, которые за рубежом имеют огромное влияние на крупнейшие глобальные углеводородные концерны, могли бы добиться от них отказа от сотрудничества с российской компанией, которая пока еще не соответствует международным «зеленым» стандартам.
В целом же, создается ощущение, что «Роснефть» на сегодняшний день - скорее проект, чем реально работающий крупный нефтедобывающий концерн. Напомним, еще в начале 2000-х годов госкомпания была относительно небольшой структурой, но впоследствии ей был передан ряд добывающих и перерабатывающих активов - в частности, предприятия обанкроченного ЮКОСа. «Роснефть» стала огромной корпорацией и даже провела"народное" IPO, но пошло ли ей это на пользу? Год за годом акционеры констатируют: дивиденды низкие, управляемость плохая, стоимость компании минимальная, и при этом регулярно поступают претензии со стороны экологов.
Впрочем, сейчас у госкомпании появился шанс - государство решило поменять руководство «Роснефти». В прошлом году закончилась эпоха многолетнего правления Владимир Богданчикова, на смену которому пришел Эдуард Худайнатов. А на прошлой неделе совет директоров избрал нового председателя - им стал вице-президент РАН Александр Некипелов, который сменил вице-премьера Игоря Сечина, отставленного по указанию президента. Новым лидерам компании придется решить массу проблем, чтобы через год на очередном собрании акционеров вновь и вновь не звучали те же яростные претензии миноритариев.
Андрей Михайлов
| |