|
На этой неделе в российский прокат выходит «Супер 8» - рекламируемая как совместное дитя режиссера Абрамса и продюсера Спилберга научно-фантастическая мелодрама про семидесятые, отрочество и - предположительно - инопланетян. Предположительно - потому что в России пока не знают того, чего еще неделю назад не знали и в Америке: сценарий «Супер 8» - текст, степени секретности (и сохранности) которого позавидовали бы иные документы из государственных архивов. Проще говоря, «Супер 8» - летний блокбастер, снятый по оригинальному сценарию.
Чтобы в полной степени осознать, насколько необычной стала для современного Голливуда эта формулировка, достаточно взглянуть на список других летних (а также весенних и осенних) блокбастеров 2011 года. «Тор», «Зеленый Фонарь», «Капитан Америка» - экранизации комиксов. Третьи «Трансформеры», пятый «Форсаж», восьмой «Гарри Поттер» - сиквелы. «Восстание обезьян», «Люди Икс: Первый класс» и, с позволения сказать, «Три мушкетера» в 3D - перезагрузки уже известных франшиз. Неумолимо подбирающиеся к отметке в миллиард кассовых сборов четвертые «Пираты Карибского моря» - экранизация детского аттракциона, сиквел и reboot в одной упаковке. Ну и так далее.
Разогнавшись первыми «Людьми Икс», «Гарри Поттером» и «Властелином колец», нулевые прошли под знаком сиквелов, приквелов, ремейков, а также широкоэкранных адаптаций комиксов и литературных бестселлеров всех мастей и калибров. С какого-то момента оригинальные идеи для игровых блокбастеров сократились до блокадной квоты «одна штука в год» (с факультативным «плюс один» для комедий) и стали выдаваться исключительно избранным: в прошлом году отличился Кристофер Нолан (Christopher Nolan) с «Началом», в позапрошлом - Джеймс Кэмерон (James Cameron) с «Аватаром».
«Супер 8» в этом смысле отрабатывает авансы - он без звезд, не в 3D и не от режиссера «Титаника». А, впрочем, свои козыри есть и у него: режиссер Джей Джей Абрамс (J.J. Abrams) придумал «Лост» и модернизировал «Стар Трек», продюсер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) съел на блокбастерах - своих и чужих - не одну собаку, а отбивать им предстоит не 200-миллионные, как у Кэмерона с Ноланом, а якобы всего лишь 50-миллионный бюджет.
Собственно говоря, они это уже сделали - заработав без малого 38 миллионов долларов за три с половиной дня в североамериканском прокате, искомую планку «Супер 8» перепрыгнул уже к среде. Однако самое интересное, если верить истории, начинается только сейчас: в отличие от выпускаемых под Хеллоуин хорроров, приуроченных к 14 февраля ромкомов или каких угодно сиквелов, блокбастеры-оригиналы входят во вкус во время еды: далеко не рекордные стартовые сборы тех же «Начала» с «Аватаром» приумножались постепенно, но значительно.
38-миллионный старт - более чем солидный фундамент для истории успеха, в случаях с подобными фильмами основанной не на быстром утолении голода масс, а на многоступенчатой стратегии, в идеале включающей в себя и разумный промоушн, и хорошую прессу, и круглосуточное вещание сарафанного радио. Если уж на то пошло, у Абрамса-продюсера одна такая история уже есть: не жаловавшаяся ни на изобретательность маркетологов, ни на реакцию прессы, ни на отзывы зрителей трехлетней давности страшилка «Монстро» стала самым успешным январским дебютом всех времен.
Разумеется, вопрос о противостоянии редких оригиналов заурядным копиям не сводится к одним лишь деньгам - в противном случае последние всегда, даже конкурируя с глыбами вроде «Аватара», брали бы верх количеством. Увлекаться формализмом тут всяко не стоит: снятая по оригинальному сценарию «Битва за Лос-Анджелес» стартовала немногим хуже «Супер 8», заработала вполне сносные 200 миллионов, но не понравилась, кажется, никому, а в летописях если и останется, то с комплиментами «шумная, жестокая, уродливая и тупая» от Роджера Эберта (Roger Ebert). В то же время финчеровская «Девушка с татуировкой дракона», хоть и является экранизацией - да еще и не первой - дико популярной книжки, имеет все шансы обернуться триумфом режиссера над первоисточником.
То же самое можно предположить и по адресу сиквела «Шерлока Холмса» Гая Ричи (Guy Ritchie) или, допустим, экранизации комикса «Ковбои против пришельцев» Джона Фавро (Jon Favreau). Конечно, фильмам с уже доказавшей свою лояльность фанатской базой проще - колоссальный успех очень слабых четвертых «Пиратов» и второго «Мальчишника» это, увы, доказывает. Конечно, блокбастерам со звездами зарабатывать легче, чем блокбастерам без звезд - на удивление крепкий приквел «Людей Икс» с россыпью талантливейших молодых актеров выступает заметно хуже, чем ожидалось. Но, в конечном счете, сумма достоинств конкретного фильма, копия он или подлинник, дает о себе знать: «Аватар» с «Началом» - это в первую очередь отличные фильмы (и уже потом - картины, снятые по оригинальным сценариям).
Иными словами, все авансы, выданные «Супер 8», 50-миллионому Давиду в окружении огромных и тупых Голиафов, это пока именно что авансы, а место фильма в истории будет зависеть исключительно от того, насколько он окажется хорош. Ждать осталось всего ничего.
| |