|
Высокий суд Лондона поддержал группу Yukos Capital, представляющую интересы топ-менеджеров обанкроченного нефтяного концерна ЮКОС, в судебном разбирательстве с «Роснефтью».
Накануне судья Николас Хэмблен заявил о незаконности решения Высшего арбитражного суда России, который в 2007 году аннулировал решение Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при российской Торгово-промышленной палате. МКАС в 2006 году постановил, что «Роснефть» должна выплатить YC задолженность в размере 12,9 млрд рублей.
Сумма сложилась из нескольких займов, которые Yukos Capital S.a.r.l в 2004 году выдала «Юганскнефтегазу», который в то время также принадлежал ЮКОСу. Впоследствии «Юганскнефтегаз» перешел под контроль «Роснефти», а госкомпания долг возвращать не стала. Yukos Capital обратилась в Международный коммерческий арбитраж, и осенью 2006 года МКАС постановил взыскать с «Роснефти» 12,9 млрд рублей (долг с учетом процентов).
В 2007 году «Роснефть» обжаловала это решение в Московском арбитраже, и тот отменил вердикт МКАС. Решение арбитражного суда Москвы поддержали все российские инстанции до Высшего арбитража, и обращаться в суды в России для YC стало бессмысленно.
В 2009 году YC обратилась в апелляционный суд Амстердама, который поддержал компанию. В июне 2010 году и Верховный суд Нидерландов обязал «Роснефть» выплатить долг, но российская компания этого не сделала. В результате Yukos Capital обратилась в суды США и Великобритании, которые наложили арест на зарубежные активы «Роснефти» на указанную сумму. В США у «Роснефти» активов не оказалось, так что было арестовано имущество компании на территориях, принадлежащих Великобритании (в частности, на острове Джерси).
В связи с этим в августе 2010 года «Роснефть» была вынуждена заплатить. Но госкомпания продолжала оспаривать решение суда в Высоком суде Лондона.
Российская компания апеллировала к британскому закону, запрещающему оценивать легитимность судебных решений «дружественных» государств (State Act).
Но Николас Хэбмлен заявил, что в случае, «когда есть сомнения в независимости судебной системы, и существуют подозрения в коррумпированности», этот закон не действует.
Также YC требует с «Роснефти» дополнительную выплату процентов в размере около 4,5 млрд рублей - в качестве неустойки за незаконное владение средствами. После решения Хамблена никаких юридических препятствий для этого нет.
В «Роснефти» «Газете.Ru» сказали, что дело о взимании неустойки продолжает разбираться в Лондоне, но подробностей не раскрыли.
Адвокат «Роснефти» Энтони Трэйс заявил, что Хамблен мог неверно истолковать закон, запрещающий оценивать судебные решения других стран, и добавил, что его клиент будет подавать апелляцию. По словам председателя Московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрия Николаева, у России и Великобритании «слишком разные подходы к правовой системе».
«Фактически, существует правовая дыра в вопросах оценки судебных решений других стран, а также - в вопросах исполнения этих решений, - говорит юрист. - Часто решения европейских судов не исполняются на территории России, также как и решения российских - на территории Европы».
Николаев не исключает, что Высокий суд Лондона может обязать «Роснефть» выплатить неустойку, но «Роснефть» может этому решению не подчиниться. «Не исключено, что в этом случае вновь будут приняты обеспечительные меры, такие как арест зарубежных активов "Роснефти", - предупреждает юрист.
"Любой суд по делу, связанному с ЮКОСом является принципиальным не только для „Роснефти", но и для России, - комментирует аналитик „Велес Капитала" Василий Танурков. - Но 12,9 млрд рублей YC уже отсудила, и 4,5 млрд рублей для „Роснефти" не станут критичной потерей".
Автор: Алексей Топалов
| |