|
Рассказали мне, что во время просмотра матча ЦСКА - «Анжи» (3:0) в отделе футбола «СЭ» то и дело раздавались возгласы: «"Барселона", "Барселона"!». Адресованы они были команде-победительнице, естественно. С этого и начали разговор со Слуцким.
- А вы про «Барселону» вспоминали, Леонид Викторович, глядя на подопечных?
- Да я об этом и не задумывался как-то, честно сказать, - сухо ответил Слуцкий.
- Ну вы хоть довольны?
- Ох... С одной стороны, удовлетворение есть. Но учитывая тот напряженный график, в котором мы играем... В футболе все быстро меняется, и сложно надолго сохранить одно и то же состояние. Хочется, естественно, чтобы мы так действовали в каждой встрече. Но матч прошел - и вот ты уже думаешь, что и как делать, чтобы продолжить в том же духе. У тренеров такого нет, что сел - и сидишь, упиваешься успехом.
УСПОКАИВАЛ ИГРОКОВ В ПРАГМАТИЧНЫХ ЦЕЛЯХ
- Кто виноват, что на поле по прошествии получаса разбушевались страсти?
- У меня есть свое мнение. Но тут, как говорится, в драке всегда виноват не ты.
- Кто-нибудь из игроков ЦСКА будет оштрафован за плохое поведение?
- Нет.
- Что думаете о конфликте между Гаджи Гаджиевым и Василием Березуцким, вызвавшем резонанс?
- Тренеры должны работать со своей командой. И если в другом клубе что-то не так, то их руководители сами во всем разберутся и отреагируют, если им что-то не понравится.
- Однако вы на поле вышли не кричать на соперников матом, а успокаивать и разнимать.
- Действовал из соображений здорового прагматизма. Посчитал, что нам вся эта ситуация абсолютно не на руку. Мы контролировали матч, выдали ударный отрезок, забили два мяча. И требовалось как можно быстрее успокоить людей, чтобы не потерять нить игры.
ССОРА С ДЗАГОЕВЫМ - САМЫЙ НЕПРИЯТНЫЙ СЛУЧАЙ ЗА КАРЬЕРУ
- Раз заговорили о конфликтах между игроками и тренерами. Ситуация с Аланом Дзагоевым, которая, к счастью, благополучно разрешилась, - самая неприятная ссора с игроком за время вашего пребывания в ЦСКА?
- Не только в ЦСКА. Вообще за всю мою тренерскую карьеру.
- За той игрой я смотрел с трибуны, тогда как момент конфликта с Дзагоевым был хорошо виден в ходе телетрансляции. И лишь потом понял, почему во время празднования победы на поле и в раздевалке вы вели себя сдержанно и задумчиво.
- Не хочется вспоминать, ведь история уже в прошлом. Но, отвечая на ваш вопрос... Вы правы. К сожалению, горечь от случившегося доминировала над радостью от победы в Кубке. Однако я старше и должен спокойнее воспринимать многие вещи, чем те, кто моложе меня.
- В финале Кубка вы заменили Дзагоева на 65-й минуте. В матче с «Анжи» - на 63-й, но он за минуту до нее забил мяч. Эта замена планировалась еще до гола или созрела уже после?
- До.
- И Алан нормально отреагировал?
- Понимаете, то, что случилось, вовсе не означает, что кто-то теперь чего-то будет опасаться. Давайте теперь не менять того, другого, третьего - так, что ли? В дальнейшем ничто не повлияет ни на замены, которые планируются, ни на выбор состава. Все, ситуация пройдена, ее больше нет. Надеюсь, все стороны сделали правильные выводы.
ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РОЛЬЮ КАРЛОСА
- Пресс-конференция после матча с «Анжи» началась очень поздно. С Гаджиевым понятно: там Сулейман Керимов устраивал разнос в раздевалке. А вы-то почему не приходили?
- Ждал своей очереди. Мы всегда вторыми ходим, как хозяева.
- Что сказал в раздевалке Евгений Гинер?
- Евгений Леннорович после каждой игры к нам заходит. Он никогда не бывает сверхвосторженным или сверхрасстроенным. Наш президент находится, скажем так, над процессом и всегда сдержан в эмоциях.
- Последние пару месяцев народ пугали Роберто Карлосом. Вы как-то специально готовились играть против него?
- Не хочу пускаться в тактические дерби. У Карлоса довольно специфическая роль в команде, и мы пытались этим воспользоваться.
- Многие удивляются, какую необычную роль выбрал для него на поле Гаджиев.
- А чего удивляться? Его позиция - опорник. Другое дело, куда и в какие моменты игры он двигается. Но все равно Карлос - опорный полузащитник.
- Первый и второй голы были забиты как раз из зоны опорников. Получается, провалился как раз таки Карлос?
- Давайте не будем обсуждать другую команду. У нас был свой план на игру, у каждой команды есть слабые места. Мы пытаемся ударить по их слабостям, соперник - по нашим. Что мы запланировали - удалось. А могло и не удаться. «Анжи» - хорошая команда, в ней много достойных футболистов, но переходить на персоналии, разбирать их игру не хочу. У «Анжи» квалифицированный наставник, он сам прекрасно справляется.
НЕ ЗНАЛ О БОЙКОТЕ ЕЩЕ И ДОМАШНИХ МАТЧЕЙ
- Мизерное количество болельщиков ЦСКА на трибунах расстроило, удивило, шокировало?
- Знал, что объявлен бойкот гостевым встречам с кавказскими командами. В том же Грозном почти не было наших болельщиков. Да что там - совсем не было. Разве что 10-15 человек, люди из близлежащих населенных пунктов приехали. А теперь обнаружилось, что бойкот распространяется еще и на домашние поединки... Что тут сказать? Не думаю, что кто-то от этого в выигрыше. Мы лишаемся поддержки, болельщики - возможности воочию понаблюдать за игрой команды. Я - лицо, заинтересованное в том, чтобы нас поддерживало как можно больше людей. Вроде и понимаю, что лежит в основе такого рода акции. Но не вижу эффекта. И в чем тогда ее смысл, акции этой?
- Выход из ситуации есть? Или надо просто дождаться, пока все затихнет.
- Выхода может быть два. Или как-то отреагируют власти... Только не представляю как.
- Власти какие - футбольные или высшие политические?
- Футбольные в данном случае. До политических дело вроде еще не дошло. Но как реагировать-то? Что должно произойти? Удовлетворить требования фанатов? Я не в курсе, какие у них конкретно требования. А если они и есть, то их даже чисто юридически удовлетворить невозможно. Поэтому остается надеяться на второй выход. Что болельщики образумятся.
СУДЕЙ ПРЕССУЮТ... ТАК И ТРЕНЕРОВ ПРЕССУЮТ!
- В старых интервью вы не раз рассказывали, как в бытность тренером «Олимпии» ударили судью в челюсть. Тому швы потом наложили прямо на бровке. С тех пор вы зареклись так себя вести. Вот и на этот раз не полезли в драку.
- Такого бурного проявления эмоций больше не допускал! Сейчас пытаюсь влиять только на то, что от меня зависит. Вот зависит от меня, как судья судит? Нет. Только от его квалификации... и от других факторов. Значит, на арбитраж я не могу повлиять. И зачем лезть в драку? Да и потом, в матче с «Анжи» была совсем иная ситуация.
- Арбитр Игорь Егоров потребовал, чтобы футбольные власти вступились за судей, которых прессуют.
- Так у них профессия такая. Тренеров тоже прессуют. Давайте требовать, чтобы меньше давили на тренеров! Ты же знаешь, на что подписался. Выбрал профессию - будь готов, что будут прессовать!
- Миновала всего треть сверхдлинного чемпионата, а тренерские головы летят, как во времена Ивана Грозного. Не знаю, слышали или нет - пока мы с вами разговариваем, как раз в Нижнем увольняют Тетрадзе. Что творится-то?
- Не в курсе насчет Тетрадзе. Второй день что-то с интернетом. Мне кажется, все эти случаи нельзя систематизировать. Каждая отставка индивидуальна. Вот я читал, что в чемпионате Германии по ходу сезона было уволено 11 специалистов. То есть чуть больше половины клубов сменили наставников. Это такой стандартный уровень за сезон - около 50 процентов. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше. Для российского чемпионата средняя цифра, получается, восемь. Так что ничего из ряда вон выходящего не происходит.
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ПОЗИЦИЯ - ФОРВАРД
- Вагнер и Хонда в начале сезона выглядели невнятно, но вдруг полетели как на крыльях. Что вы с ними сделали?
- Вагнер у нас такой серийный товарищ, потому как натура эмоциональная. Когда у него была неудачная серия, мы понимали, что ее вот-вот должна сменить удачная. Конечно, всегда запоминается хорошее. Только самые лучшие, самые яркие моменты. Но если говорить объективно, то у Вагнера случаются и откровенно неудачные отрезки. Из таких серий, собственно, вся его российская карьера и состоит.
С Хондой же все куда более прозаично. Человек понял: чтобы его карьера развивалась, а это заботит каждого игрока, надо иначе подходить к делу. Потому что в противном случае ничего не добьешься. Назовем это так: Хонда пересмотрел свои взгляды на жизнь. А что он игрок высочайшего уровня, было ясно с первого дня.
- Группа атаки блистает, но тяжелая травма Нецида - та самая ложка дегтя в бочке меда?
- Да... Травмы - они всегда не вовремя.
- Налицо нехватка форвардов? Получается, в случае чего выйти в линию атаки может разве что Тошич.
- А как же Секу? Надеюсь, нам удастся его привести в такое же состояние, как в конце прошлого года. Секу пропустил всю предсезонку, и попытки его быстренько реанимировать (он провел четыре игры в стартовом составе) не увенчались успехом. Чувствовалось - ну не то это все, не то. Надеюсь, что пауза в чемпионате пойдет Секу на пользу, поскольку появится время для полноценной подготовки. Тошич, Секу, да в принципе любой человек у нас на скамейке - это боевая единица. Но, конечно, всего два форварда...
- То есть позиция, которая больше всего требует усиления летом, - нападающий?
- Думаю, да.
В БОЛЬШИЕ КЛУБЫ ПРИХОДЯТ НЕ ЗА ДРУЖБОЙ
- На прежних местах работы среди футболистов у вас были хорошие друзья. Взять хотя бы Адамова, Колодина...
- Могу продолжить список, он получится очень длинным. Ребежа, Жевнов, Аджинджал, Казаков, Ярошик, Олег Иванов...
- В ЦСКА друзья есть?
- Это несколько иной клуб. Здесь другие отношения и между игроками, и между футболистами и тренерами. Сюда не идут с целью найти закадычных товарищей. Все подчинено профессиональным стремлениям и интересам. А духовное общение находишь в других местах - в семье, у старых друзей. Почти все большие клубы так устроены: люди приходят туда строить карьеру, они хотят играть, расти, переходить на новый качественный уровень. Ничего дурного. Такова жизнь.
А вот в клубах маленьких ситуация иная. Уровень амбиций другой. Потому и взаимоотношения порой более близкие.
ТРЕНЕР - ПРОФЕССИЯ КОНКРЕТНАЯ
- Знаю, вы скептически отнеслись к новости из британской газеты Daily Mail, что вы вошли в список претендентов на пост наставника «Челси». Впервые сами прочитали или кто-то рассказал?
- Сам прочитал в интернете.
- И какая мысль возникла?
- Да никакая. О чем вообще речь?!
- Неужели даже в теории не можете себе такого представить? Ну, в отдаленном будущем, допустим?
- Если бы да кабы... У нас, к сожалению или к счастью, профессия конкретная. Есть конкретные матчи, которые идут один за другим, конкретные футболисты и руководители, с которыми надо общаться и строить взаимоотношения. А задумываться о каких-то виртуальных вещах нет ни времени, ни желания.
Дмитрий СИМОНОВ
| |