|
В Правительство направлены поправки в Воздушный кодекс, предусматривающие введение так называемых «невозвратных» билетов. То есть тех, которые продают по самым низким ценам, но пассажир не имеет право их обменять или сдать обратно. Такая практика широко распространена во всем мире.
О новой легализации старых правил - материал корреспондента «Вестей ФМ» Инессы Алексеевой.
Два года назад кампанию по борьбе с нарушениями при продаже авиабилетов вела Антимонопольная служба. Глава ведомства Игорь Артемьев тогда возмущался, мол, железнодорожные и театральные билеты можно сдавать в кассу, а билеты на самолет - нельзя. ФАС потребовала от перевозчиков прекратить продажу так называемых «невозвратных» провозных документов. По правилам Воздушного кодекса, пассажир должен получить все до копейки, если отказывается от полета за сутки.
Невозвратные билеты очень выгодны авиакомпаниям: они гарантируют им загрузку самолетов, продаются задолго и стоят дешево, потому так широко практикуются зарубежными перевозчиками, в особенности низкобюджетными. Но даже так называемые «лоукостеры» предлагают два тарифа, объясняет гендиректор агентства Aviacassa.ru Максим Побережник:
«Обычная европейская и американская практика такова, что невозвратными являются, как правило, билеты низкого и среднего класса. Многие авиакомпании в Европе делают градацию своей тарифной сетки: они прямо указывают, что это невозвратные билеты, но они стоят дешевле, и возвратные - они стоят дороже».
Прошлым летом Минтранс разработал документ, по которому наши авиакомпании могли вводить 5% штрафы за возврат билета.
А нынешние поправки в Воздушный кодекс позволят пассажиру получить обратно свои деньги только при условии, что он откажется от перелета за 5 дней. Причем это касается дорогих тарифов. Дешевый билет можно выбросить, назад его не примут, обращает внимание представитель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», адвокат Алишер Захидов:
«Я уверен, что будет много обращений граждан с жалобами в связи с введением такого правила. Потому что жизнь диктует свои законы. Многие граждане хотят сдавать билеты - меняются обстоятельства, ситуация и, в общем, перевозчики должны прежде всего работать в интересах пассажиров и должны идти им навстречу».
Пожалуй, единственный, но существенный плюс для пассажиров, который оправдал бы появление невозвратных билетов - это то, что авиакомпании станут продавать их дешевле, надеется Максим Побережник:
«Я считаю, что на цивилизованном рынке выиграли бы пассажиры, но только в том случае, если авиакомпании пойдут на снижение уровня тарифов (небольшой прослойке тарифов, которые они будут продавать задолго до вылета рейса)».
Однако эксперт не исключает, что дешевые тарифы недолго просуществуют на рынке:
«Основные российские авиакомпании вряд ли будут серьезно снижать цены. Возможно, они воспользуются небольшим периодом популярности этой идеи и снизят немного цены, но в дальнейшем обратно вернуться к обычной своей бизнес-модели, когда они за несколько дней до вылета продают билеты дороже, за несколько месяцев продают билеты дешевле и так формируют свою выручку».
Пока изменения еще не приняты. Их рассмотрят в правительстве и должны утвердить в Госдуме. Но, вполне возможно, что уже в следующий отпуск мы полетим по новым правилам.
| |