|
Роман Кофман рассказал о своем новом масштабном проекте
Вчера в киевской галерее «Лавра» стартовал фестиваль академической музыки «Неделя высокой классики с Романом Кофманом». Накануне ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА расспросила худрука и главного дирижера Киевского камерного оркестра РОМАНА КОФМАНА о его новом проекте, неполученной Шевченковской премии и литературных планах.
- Прежде чем принять ваш фестиваль, галерея «Лавра» приглашала специалиста по акустике. Довольны ли вы результатами его работы?
- К счастью, организаторы мероприятия учли пожелания руководителя немецкой звукозаписывающей компании Dabringhaus & Grimm Вернера Дабрингхауса, который консультировал их по моей просьбе. Так что акустика зала изменилась кардинально и в лучшую сторону.
- Новый проект на новой площадке подразумевает привлечение новой аудитории?
- Этот проект не ориентирован на определенную аудиторию. Его цель, скорее, найти еще одно место, помимо филармонии или оперного театра, которое бы привлекало как меломанов, так и людей, редко заглядывающих в концертные залы. Галерея в этом смысле - замечательная находка. Абсолютно ненормально, что в трехмиллионном городе есть только один зал с приемлемой акустикой, который к тому же недостаточно велик для симфонических концертов.
- То есть на новую публику вы не рассчитываете? Вам достаточно своей, «кофмановской», публики, которая неизменно посещает ваши концерты?
- Я знаю, существует такое мнение, что у каждого дирижера - своя публика, но полагаю, что это не совсем так. Конечно, я узнаю в зале постоянные лица, но в последние сезоны вижу и чувствую много новых людей - это отрадно.
- Как составлялась программа фестиваля?
- Сначала мы пригласили артистов, которых я хотел бы здесь представить и которые были свободны в это время. А потом спросил, что бы они хотели или что необходимо сыграть на фестивале. Элисо Вирсаладзе, например, предложила Фортепианный концерт Роберта Шумана - это ее музыка. Наталья Гутман откликнулась Виолончельным концертом Шумана. Другие солисты тоже подавали свои варианты, из которых я выбирал те, которые лучше подходили друг к другу. Потому что идея фестиваля - это хорошая музыка на хороших концертах, собранных воедино.
- Судя по вашим проектам в Национальной филармонии, складывается впечатление, что вы - ярый сторонник тематических и биографических циклов. Кто из великих на очереди после Шуберта, Бетховена и Моцарта?
- Действительно, я «подсел» на цикличность концертов - это дисциплинирует. Сейчас у меня есть желание сыграть в Киеве все симфонии Йозефа Гайдна. Данный проект будет рассчитан на два или два с половиной сезона - все-таки в гайдновском каталоге 104 симфонии.
- В этом сезоне у вас было только одно выступление вне циклов - концерт на соискание Шевченковской премии, которая, по моему мнению, вас незаслуженно обошла. Как вы полагаете, почему так вышло?
- У меня ответ очень простой. Я проморгал эту ситуацию из-за занятости и непогруженности в околомузыкальную жизнь. Когда мне сообщили о выдвижении, я попросил руководство филармонии этого не делать. И дело даже не в самой премии, а в том, чтобы кто-то меня в очередной раз обсуждал. Меня продолжали уговаривать, и в какой-то момент я допустил поведенческую вялость и пустил все на самотек. Но когда уже после объявления лауреатов ознакомился со списком выносивших вердикт, от сердца отлегло. Скажем так: при определенном составе жюри получение премии - это компрометирующий факт биографии, которого я, слава богу, избежал.
- Возглавляя Бетховенский симфонический оркестр и Боннскую оперу, вы были генеральмузикдиректором Бонна. Остались ли у вас какие-то проекты или планы в Германии?
- В Бонне я ничего не планировал с того момента, когда решил не продлевать контракт, и сообщил об этом городским властям, как и положено, за два года до его окончания. Если бы остался, то примерно знаю, что бы я делал. Прежде всего поставил бы оперу «Бег» Валентина Бибика - бюджета Боннской оперы для этого достаточно. Я бы убедил дирекцию театра точно так же, как ранее уверил их в необходимости ставить «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского.
- У вас недавно вышла шестая книга - «Пасторальная симфония, или Как я жил при немцах». Что еще значится в ваших литературных планах?
- Я уже пишу следующую книгу, появление которой частично связано с моим давним другом, скрипачом Геннадием Гофманом. Он проработал 20 лет в Киевском оперном театре, а потом выиграл конкурс и сел за первый пульт «Солистов Москвы» Юрия Башмета. Он был в том составе башметовского оркестра, который после очередных гастролей остался во Франции - имела место такая нашумевшая история. Раньше, когда Гофман еще жил в Киеве, мы много общались, и время от времени он обращался ко мне примерно с такой просьбой: «Расскажи-ка мне историю #836-бис». Я решил собрать эти разрозненные истории, которые наблюдал или участником которых был, в общую мозаику без претензии на «красную» линию.
- Вы очень подробно и кропотливо прорабатываете все свои музыкальные и немузыкальные проекты. Это менеджерская необходимость или личная потребность?
- Просто я противный и хочу все знать. Я физически не переношу приблизительности и несовершенства, хотя их почти невозможно избежать, особенно в наших условиях. Но стараться надо. Очень радует, что музыканты, с которыми мне приходится иметь дело, заражены тем же «вирусом».
| |