|
Завтра - 75 лет со дня смерти Максима Горького, классика, творчество которого ещё при жизни пытались втиснуть в строгие формы различных направлений. Его называли и великим пролетарским писателем, и основателем соцреализма, но он и его герои неизменно выбивались за рамки.
И, по мнению некоторых историков, именно это сыграло роковую роль в судьбе Горького. Одна из версий смерти писателя - заражение опасной болезнью, которую приготовили для него в секретной лаборатории ОГПУ.
Ровно за три недели до смерти, 28 мая 1936 года, Горький навсегда покинул этот подаренный ему Сталиным особняк в центре Москвы. День был холодным и ветреным. Горький только накануне вернулся из Крыма, почувствовал недомогание, слабость, у него поднялась температура.
Это одна из версий: обратный отсчёт его жизни был запущен здесь, в бывшем доме миллионера Рябушинского, особняке работы знаменитого Шехтеля, куда на ночные встречи с писателями приезжал Сталин, откуда родом и термин «социалистический реализм». Перед отъездом на дачу Горький поднялся по знаменитой тающей лестнице на второй этаж. Там болели внучки. Не то гриппом, не то ангиной, не то пневмонией. Но вирус предназначался писателю. Так сработала секретная лаборатория Ягоды.
«В этой токсикологической секретной лаборатории ОГПУ хранились не только яды, но и вакцины от болезни. Дело в том, что было рассчитано, что он умрёт через неделю, то есть 8 числа. И был определенный круг лиц, который знал, что он умрёт. Потому, что были звонки соболезнований, когда он был ещё жив», - замечает профессор, доктор филологических наук Лидия Спиридонова.
В доме Горького нарком НКВД Ягода появился сразу после триумфального возвращения писателя из эмиграции в 1933 году. Он решал, с кем Горькому встречаться, куда ездить, готовил, в том числе, посещение Соловецкого лагеря. Солженицын потом напишет, как расстреляли подростка, рассказавшего писателю не то, что надо. Горький об этом не знал. Или делал вид.
«Существует только пафос рабочий, энтузиазм везде. Это чувствуешь по письмам, которых я получаю массу, каждый день. Пишут ударники. Пишут люди из тайги», - отмечал Максим Горький.
«Это не меня охраняют, это от меня охраняют», - как-то с горечью сказал Горький.
Французский писатель Ромен Роллан эту горечь уловил. Цитата: «Он не хочет видеть, но он видит ошибки и страдания, а порой даже бесчеловечность того дела, в котором участвует. Он очень одинок, хотя почти никогда не бывает один».
Сталин опасался, что Горький может сказать что-то не то. 18 июня писателя собирался навестить ещё один знаменитый француз - Луи Арагон. Но накануне Горькому, якобы принесли отравленные конфеты. Внучка писателя Дарья в такой причине смерти сомневается.
«Во-первых, он их не ел, эти конфеты. Вообще он не ел конфеты, он не любил такое сладкое. И когда двое ребят, ну, конечно, бы мы получили эти конфеты, и мы бы тогда умерли», - замечает внучка писателя Дарья Пешкова.
За три недели смертельной болезни писателя трижды к нему приезжал Сталин, надежд которого Горький не оправдал: он не написал ни книги о Сталине, ни большой статьи. Хотя уговаривали, запретили выезжать в Европу. Многое говорит о том, что агентом ГПУ была третья - гражданская - жена Горького Мария Игнатьевна Будберг - Мура. Ей потом разрешили уехать в Лондон. В последние часы жизни Горького именно Мура была рядом с ним.
«Ну, если бы Мура была убийцей Горького, кто бы её выпустил? Есть сведения, что она работала на английскую разведку. Она была любовницей Герберта Уэллса. Она могла бы это кому угодно рассказать!» - восклицает писатель Павел Басинский.
В смерти Горького обвинили Ягоду и кремлевских врачей - Плетнева и Левина. Они же, по версии третьего московского процесса, убили Куйбышева, Менжинского и сына Горького Максима. Враги народа были обличены, уничтожение врачей походило ещё и на месть - они отказались подписать ложное заключение о смерти жены Сталина, якобы от аппендицита, хотя она застрелилась. Результаты вскрытия Горького подтвердили несовместимую с жизнью болезнь лёгких. Писатель курил по семьдесят сигарет в день, часто болел пневмонией. Но это никого не интересовало. Место этой странной смерти мемориальным делать не стали. Доска со словами «жил и умер» сейчас - в музее.
Жители Горок-10 говорят, что горьковскую дачу перестроил кто-то очень богатый. Фамилии называют разные.
«Там стоит за бетонным забором. Дом - частное владение. Дача поделена», - говорит о даче Горького жительница посёлка.
«Я пришёл в этот мир, чтобы не соглашаться», - писал молодой Горький. И так, в общем, сначала и поступал - призывал «пусть скорее грянет буря», потом критиковал эту бурю в своих «Несвоевременных мыслях». Компромисс последних лет ему дорого стоил.
| |